• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В нижегородской Вышке обсудили проблемы адаптации семей мигрантов

20 марта в НИУ «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород прошел круглый стол «Проблемы адаптации семей мигрантов»

20 марта в НИУ «Высшая школа экономики» - Нижний Новгород прошел круглый стол «Проблемы адаптации семей мигрантов».

В мероприятии приняли участие начальник управления по взаимодействию с общественностью Министерства внутренней политики Нижегородской области Ольга Шумакова, начальник отдела по обеспечению миграционного учета и содействия интеграции иностранных граждан УФМС Росси по Нижегородской области Татьяна Середенко, начальник сектора этноконфессиональных отношений Департамента общественных отношений и информации администрации г. Нижнего Новгорода Николай Черемин, директора школ, столкнувшихся с необходимостью обучения плохо говорящих по-русски учеников, а также представители Духовного управления мусульман Нижегородской области, отечественные и европейские эксперты по проблемам адаптации мигрантов.

В ходе круглого стола представителями УФМС были приведены цифры, согласно которым 17% от общего числа мигрантов – это женщины. Женщины, как правило, переезжают в Россию вслед за мужьями-мигрантами, при этом они знают русский язык хуже мужчин и вынуждены трудоустраиваться в неформальном секторе экономики либо вести домашнее хозяйство. Неформальный статус женщин-матерей, безусловно, отражается на их детях, которые посещают общеобразовательные школы города. Проблема обучения в нижегородских школах русскому языку детей из семей мигрантов уже стоит достаточно остро и со временем (учитывая негативную демографическую ситуацию в городе) будет становиться все актуальнее.

Директор школы №52 г. Нижнего Новгорода Елена Поташник привела пример, когда из 730 учеников её школы 146 (20%) – это дети мигрантов, многие из которых плохо говорят по-русски. Подобная ситуация порождает необходимость обучения учителей специальным навыкам преподавания русского языка как не родного. Кроме того, существует проблема нежелания родителей оформлять все необходимые документы для законодательного закрепления у их ребенка права на обучение в школе. Однако школы вынуждены закрывать глаза на отсутствие документов у детей из семей мигрантов, потому что в случае отказа в обучении такой ребенок будет предоставлен сам себе, что может привести его в мир криминала.

Вера Софи Ахамер – эксперт по вопросам миграции из Австрии – рассказала о европейском опыте работы с семьями трудовых мигрантов, о проекте «Мама учит немецкий», когда матери учеников-мигрантов посещают школы, где их обучают немецкому языку.

Участники круглого стола пришли к выводу, что сложившаяся в сфере школьного образования ситуация требует серьезного внимания. Для решения этого вопроса будет создана региональная программа переподготовки педагогов, которые работают с детьми, плохо говорящими по-русски.

В завершении встречи модератор круглого стола заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по научной работе, профессор Наталья Гронская объявила о продолжении экспертных дискуссий на площадке нижегородской Вышки. Следующее обсуждение состоится в апреле и будет посвящено отношению в обществе к мигрантам.