С 1 сентября в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород будет увеличена гарантированная оплата труда штатных преподавателей
С 1 сентября 2021 г. в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород модифицируется система оплаты труда преподавателей - у штатных преподавателей увеличивается гарантированная оплата труда на сумму академической надбавки 1 уровня. Изменения оплаты труда, обусловленные трансформацией кадровой политики университета, прокомментировали директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман и заместитель директора НИУ ВШЭ - Нижний Новгород Мария Штефан.
В Программе развития НИУ ВШЭ до 2030 года в качестве одной из задач кадрового развития обозначено установление дифференцированной и гибкой системы профессиональных траекторий с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания работников. Система «трех траекторий» начала действовать в 2021 году, начиная с летнего конкурса профессорско-преподавательского состава.
В рамках единой системы управления научно-педагогическими кадрами ведены три типа трудовых договоров с дифференцированными условиями работы и стимулирующими механизмами.
Академическая траектория связана с привлечением и оценкой работников на основе их публикационной активности в целях развития продуктивной научной деятельности, создания инновационных учебных курсов и программ, организации проектной научной и образовательной работы.
Образовательно-методическая траектория связана с привлечением и оценкой работников, обеспечивающих преподавание учебных дисциплин на высоком уровне, ведущих активную учебно-методическую работу и/или проектную работу со студентами, осуществляющих методическую и техническую поддержку учебных и при этом не имеющих систематических академических достижений (необходимого числа публикаций) и опыта практической/прикладной работы вне академической сферы.
Практикоориентированная траектория связана с привлечением и оценкой работников на основе их практического опыта и достижений в целях привнесения инноваций из прикладных сфер деятельности, организации проектной работы, связанной с прикладными исследованиями и экспертно-аналитической деятельностью, а также разработкой новых продуктов. «Практиков» отличает наличие текущей или прежней работы вне академической сферы.
Введение дифференцированной и гибкой системы профессиональных траекторий с особыми механизмами отбора, стимулирования и оценивания работников позволяет выстроить карьерные линейки для каждой траектории, с поэтапным улучшением условий трудового договора – повышением уровня оплаты труда, получением более высоких статусов и другими стимулирующими мерами
Анна Александровна Бляхман,
директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
«Если раньше кадровая политика НИУ ВШЭ была ориентирована на поддержку научной работы преподавателей, их публикационной активности, то с ростом сложности и разнообразия задач университета, в частности практикоориентированных направлений, увеличивается потребность в привлечении экспертов-практиков, а также квалифицированных преподавателей без научных достижений. Трансформация кадровой политики определила потребность в изменении модели оплаты труда профессорско-преподавательского состава».
Ранее в Вышке была сравнительно небольшая гарантированная заработная плата, но очень большое количество надбавок за академическую работу и публикационную активность. Сейчас эта модель трансформируется. С 1 сентября в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород повышается гарантированная оплата труда штатных преподавателей, в нее включена академическая надбавка 1 уровня. При этом академические надбавки 2 и 3 уровней продолжают действовать.
Для преподавателей, работающих в кампусе на условиях совместительства, модель оплаты труда не меняется: сохраняется прежний уровень гарантированной оплаты труда и 3 уровня академических надбавок, предусмотренных локальными актами университета.
Для преподавателей увеличение базовой части оплаты труда гарантирует определенную стабильность, а для университета – возможность привлечь с рынка лучших преподавателей - исследователей, научных работников, практиков и методистов, - отмечает директор кампуса.
Вторым важным изменением кадровой политики кампуса стало включение в систему оценки выполнения Единого контракта результатов расчета ключевых показателей эффективности профессорско-преподавательского состава.
Единый контракт – отношения университета и преподавателя, включающие выполнение трех видов работы: образовательной, исследовательской (или ее субститутов) и организационной, каждая из которых выступает неотъемлемой частью академической деятельности.
Образовательная работа включает выполнение аудиторной и внеаудиторной учебной работы, а также учебно-методической работы.
Исследовательская работа выполняется преподавателями в зависимости от выбранной профессиональной траектории, и подтверждается дифференцированными результатами.
Для преподавателей, выбравших академическую профессиональную траекторию, исследовательская работа включает выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований, результатом которых выступают научные публикации.
Для преподавателей, выбравших образовательно-методическую профессиональную траекторию, исследовательская работа может заменяться на образовательно-методическую, в качестве результатов которой могут учитываться, в том числе, записанные онлайн-курсы и онлайн-лекции на просветительских ресурсах; публикации учебников и учебных пособий; авторских методических материалов, используемых за пределами собственных учебных дисциплин; контрольно-измерительных материалов, сборников задач, упражнений, тестов, используемых за пределами собственных учебных дисциплин; разработка, методическая и техническая поддержка успешных онлайн-курсов и онлайн-программ.
Для преподавателей, выбравших практикоориентированную профессиональную траекторию, исследовательская работа может заменяться на практикоориентированную работу, в качестве результатов которой могут учитываться зарегистрированные патенты и результаты интеллектуальной деятельности, внешняя консультационная и проектная работа.
Организационная работа включает участие преподавателей в работе с абитуриентами, организацию и проведение разнообразных мероприятий, участие в работе внешних коллегиальных органов, связанное с обеспечением институционального представительства университета и осуществляемое по поручению руководителей университета и его структурных подразделений, экспертно-аналитическая и просветительская деятельность, осуществляемая от имени университета.
Мария Александровна Штефан,
заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
«Единый контракт позволяет более активно вовлечь преподавателей в стратегическую и операционную деятельность университета, в исследовательскую и проектную работу, равномерно распределить обязанности между отдельными категориями преподавателей и между отдельными сотрудниками внутри структурных подразделений университета.
Единственным вопросом, который всегда возникал при оценке выполнения условий единого контракта, это вопрос, как разделить "активное выполнение контракта" от "выполнения" или "невыполнения"? При использовании для этих целей результатов оценки ключевых показателей эффективности преподавателей подход становится более унифицированным и прозрачным.
Из многочисленных активностей университета сотрудники сами могут выбрать интересующие направления - взаимодействие с абитуриентами и участие в работе приемной комиссии, выполнение проектов с работодателями, участие в работе коллегиальных органов управления НИУ ВШЭ и выполнение организационных функций, связанных с обеспечением текущей деятельности университета, - это отличный стимул развития для сотрудников и важный инструмент для укрепления позиций высшего учебного заведения».