• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка – это вуз, где студенческое мнение действительно имеет значение»

Подведены итоги конкурса «Лучшие преподаватели - 2021»: в этом году в списке лучших стало больше преподавателей-практиков по сравнению с предыдущими годами. Конкурс ежегодно проводится по результатам студенческой оценки преподавания (СОП), которая является не просто формой обратной связи от студентов, но и одним из ключевых инструментов измерения и повышения качества преподавания в Высшей школе экономики. Публикуем имена лучших преподавателей 2020-2021 учебного года и рассказываем, как с помощью студенческой оценки преподавания студенты Вышки управляют развитием качества образования в университете.

«Вышка – это вуз, где студенческое мнение действительно имеет значение»

В связи с трансформацией кадровой политики с 2021 года Высшая школа экономики особенно заинтересована в привлечении и мотивации преподавателей, обеспечивающих преподавание учебных дисциплин на высоком уровне. Студенческая оценка преподавания и связанный с ней конкурс «Лучшие преподаватели» - один из эффективных способов измерить уровень преподавания в университете и обратить внимание профессорско-преподавательского состава и руководства на сильные и слабые стороны тех или иных преподавательских методик, чтобы скорректировать дальнейшую работу по составлению учебных планов, организации учебного процесса и созданию новых полезных курсов.

В конце каждого модуля студенты с помощью анкеты в LMS (Learning Management System) оценивают преподавателей каждой завершенной дисциплины (лекции и семинары оцениваются отдельно) по нескольким критериям:

  • ясность требований, предъявляемых к студентам,
  • ясность и последовательность изложения материала,
  • контакт преподавателя с аудиторией,
  • возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам.

Результаты анкетирования тщательно анализируются, с их помощью администрация каждого факультета оценивает, как студенты воспринимают предмет, считают ли его полезным, легко ли усваивают материал. Для студентов студенческая оценка преподавания – это возможность высказать свое мнение о преподавании и при этом быть услышанным.

Цветкова Марина Владимировна
декан факультета гуманитарных наук

- Вышка – это вуз, где студенческое мнение действительно имеет значение. Я, как специалист по межкультурной коммуникации, знаю, что для того, чтобы коммуникация была эффективной, необходимо постоянно получать обратную связь. Студенческая оценка преподавания позволяет «держать руку на пульсе»: знать, как воспринимается студентами предмет, степень его сложности и полезности, есть или нет у ребят контакт с преподавателем, и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию.

Важно понимать, что администрация вуза и факультета действительно тщательно изучает результаты СОП и реагирует на них. Поэтому призываю всех студентов рассматривать СОП как инструмент, способный сделать обучение в Вышке еще более качественным и интересным, не упускать возможность заполнить анкету СОП и дать полезные для дела конструктивные комментарии.

Асеева Наталья Владимировна
декан факультета информатики, математики и компьютерных наук

- Для меня СОП – это барометр того, как складываются взаимоотношения студентов и преподавателя на курсе. Это очень важный фактор, и не только для улучшения микроклимата в студенческо-преподавательском сообществе. Если даже самый знающий и опытный преподаватель не сумеет найти взаимопонимания со своими студентами, не сумеет объяснить, как важно для обучения и для профессионального роста студентов то, что он им рассказывает, то дисциплина вряд ли даст именно те результаты, которые планировали достичь с ее помощью академический руководитель и академический совет. Поэтому для меня как для декана СОП – это возможность увидеть сильные и слабые стороны образовательной программы и понять, как строить пути ее развития дальше.

С особым вниманием преподаватели и руководство факультетов относятся к комментариям и предложениям студентов по улучшению курсов. Каждый конструктивный комментарий имеет вес при разработке и корректировке учебных планов, поэтому администрации факультетов призывают студентов не стесняться высказывать свою точку зрения на образовательный процесс.

Штефан Мария Александровна
декан факультета экономики

- На мой взгляд, обратная связь со стороны студентов - это отличный инструмент развития учебных курсов. Я, как декан факультета и преподаватель нескольких дисциплин, всегда внимательно читаю комментарии студентов и акцентирую свое внимание и внимание коллег на конструктивных предложениях, например, об изменении формата общения преподавателя с ребятами, расширении списка тем или углублении отдельных вопросов. Все эти предложения мы обсуждаем с коллегами на факультете при проектировании новых учебных планов, выстраивании взаимосвязи дисциплин. Конечно, мы всегда радуемся за преподавателей, которые по выбору студентов становятся лучшими. Мне кажется, что это окрыляет преподавателей и мотивирует их вкладывать в образовательный процесс еще больше усилий.

Студенческая оценка преподавания – это также способ сказать «спасибо» любимым преподавателям и вознаградить их за преподавательское мастерство: лучшие преподаватели года получают особую надбавку, что вкупе с положительными отзывами студентов дополнительно мотивирует преподавателей постоянно совершенствовать свои курсы.

Клепоносова Марина Вячеславовна
декан факультета права

- Бытует мнение, что лучшими преподавателями студенты признают тех, кто мало спрашивает и ставит высокие оценки. На нашем факультете это не так, из года в год лучшими признают ярких и харизматичных преподавателей с серьезными требованиями к знаниям студентов. Для преподавателей студенческое мнение очень важно, они учитывают его при подготовке к занятиям и при организации самостоятельной работы. Обратная связь от студентов стала основным ориентиром при организации занятий в онлайн-формате в период пандемии. Мне, как декану, объективная студенческая оценка также важна, она является для нас одним из важнейших критериев при решении вопроса о дальнейшем сотрудничестве с преподавателем. Поэтому для студента оценка преподавателя - это еще и очень большая ответственность, поскольку от нее может зависеть дальнейшая деятельность преподавателя.

Фоменков Денис Александрович
заместитель директора, декан факультета менеджмента

- В очередной раз студенты выбирали лучших преподавателей нижегородского кампуса. В нашем кампусе очень высокие результаты студенческой оценки преподавания, поэтому студентам буквально пришлось выбирать лучших из лучших. Поздравляю всех лучших преподавателей!