• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нижний Новгород задает тренд в развитии взаимоотношений университетов и школ

Для участия в Международной конференции, организованной нижегородской Вышкой, собрались ведущие эксперты в области взаимодействия школ и вузов со всей России, а также из Китая и Австрийской Республики - всего 421 человек

19 апреля 2012 г. в Городской администрации Нижнего Новгорода и нижегородском филиале «Высшей школы экономики» состоялись мероприятия VI Международной конференции «Университетские округа: открытый диалог школы и вуза».

В торжественном открытии конференции приняли участие глава Нижнего Новгорода Олег Сорокин, Министр образования Нижегородской области Сергей Наумов, директор Ассоциации «Университетские Образовательные Округа» Александр Генкин, представители компаний, заинтересованных в подготовке грамотных специалистов, а также директора школ и эксперты в области образования из Москвы, С. Петербурга и других городов России, представители образовательных систем Австрии и Китая.

Заместитель научного руководителя НИУ ВШЭ, ординарный профессор Лев Любимов в ходе пленарного заседания выступил с программным заявлением о том, что все попытки положительных преобразований в стране – будь то реформа МВД или политической системы – терпят фиаско из-за культурного кризиса общества. По словам эксперта, понимание этой проблемы есть у верховной власти, как и понимание того, что изменить ситуацию должно новое поколение людей. Поэтому государство и разработало долговременную стратегию развития страны – «Стратегию 2020».

«Стратегия 2020» называет основные социальные болезни нашего общества – утрату доверия ко всему – от органов власти до коллег по работе, а также огромный разрыв в ценностных ориентирах разных людей. Эти проблемы нельзя решить за несколько лет, для кардинального изменения общества нужны десятилетия.

Для того чтобы изменить страну, нужны новые люди, то поколение, которое ещё учится в школе. Оно должно стать поколением реформаторов, которое – как в эпоху великих преобразований Петра I - превратит Россию в ведущего игрока на мировой арене. И если мы не сможем дать сегодняшним школьникам хорошее гуманитарное образование, то получим дальнейшее развитие всеобщего нигилизма, из-за которого страна рано или поздно ввергнется в хаос. В качестве примера Лев Львович привел Россию XIX века, где сокращение преподавания гуманитарных дисциплин привело к появлению в обществе революционных идей, закончившихся гражданской войной.

Один из авторов «Стратегии-2020», директор Центра социально-экономического развития школы Института развития образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий рассказал собравшимся о фактическом состоянии образовательной системы в России. Он отметил, что российская система образования, несмотря на все потрясения последних десятилетий, продолжает оставаться на высоком уровне по сравнению с другими странами. Наши школьники – в основном математики и программисты – регулярно побеждают в международных олимпиадах. К основным проблемам современного школьного образования эксперт отнес значительную разницу условий обучения в различных регионах страны, инфраструктурные различия между городскими и сельскими школами. Также сильно в зависимости от региона различается и внеурочная подготовка – от 3 до 10 часов. На первый план выходит проблема т.н. «слабых школ», где аккумулируются дети из неполных семей, дети мигрантов и дети с неродным русским языком. Успеваемость в этих школах низкая, в то время как финансирование школьных учреждений зависит от успехов школы. Это ещё больше усугубляет проблему неравенства образовательных возможностей. Проблема подготовки учителей для преподавания среди детей мигрантов неоднократно поднималась в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород в формате круглых столов.

Директор департамента образования администрации Н.Новгорода Ирина Тарасова в своем выступлении поблагодарила НИУ ВШЭ – Нижний Новгород за активную работу со школами города в рамках Университетского округа и помощь в переподготовке школьных учителей. 

Конференция продолжилась тематическими пленумами, где участники имели возможность выступить с импульсными докладами. Всего в конференции принял участие 421 человек. 

Ознакомиться на практике с достижениями образовательных учреждений Нижнего Новгорода участники смогут во второй день конференции, посетив школы города, где активно внедряются инновационные методики преподавания - лицеи №82 и 165, гимназии  №13 и 80, средние школы №24 и 151. Благодаря инновационному подходу к обучению, выпускники этих школ уже не первый год становятся лучшими абитуриентами ведущих московский вузов, в том числе Высшей школы экономики.