Технозабота: социальные роботы и технологии на службе человека
В Улан-Удэ завершилась X Международная научно-практическая конференция "Формы и методы социальной работы в различных сферах жизнедеятельности" - одна из основных конференций по социальной работе в России. Свой доклад на тему трансформации человеко-технических отношений представил заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Тимур Хусяинов.
Могут ли социальные роботы и цифровые технологии оказать социальную помощь и поддержку человеку и насколько высок в России уровень технооптимизма – в своем докладе «Технозабота: перспективы трансформации человеко-технических отношений и социальная работа» Тимур Хусяинов обозначил возможности и барьеры использования современных технологий в социальной работе.
Я интересуюсь достижениями цифровых технологий - искусственным интеллектом, робототехникой, облачными вычислениями, в контексте взаимоотношений человека с этими технологиями. Особый интерес в последнее время вызывает внедрение различных технологий в работу с человеком, будь то социальные роботы или искусственный интеллект. Возможности их использования в современной социальной работе с различными социально незащищёнными группами населения: инвалидами, детьми, одинокими пожилыми людьми - довольно обширны - коммуникация, обучение, поддержка и многое другое.
Сейчас в мире есть несколько разработок, которые успешно используются в реальной жизни. Например, робот ONO, который учит детей c аутизмом различать эмоции. Когда я учился в университете, в школе молодых ученых по социальной робототехнике принимали участие эксперты из Бельгии. Они привезли робота ONO, которого собрали студенты под их бдительным присмотром. С тех пор постепенно практика использования робота внедряется в работу в социальных учреждениях Нижнего Новгорода.
Робот ONO обладает развитой мимикой и способен демонстрировать 16 эмоций человека, от приятного удивления до восхищения, от испуга до грусти. Он не знает усталости и может весь день выполнять монотонную работу. Управляется робот дистанционно.
Другой вопрос, затронутый в рамках доклада, - использование современных цифровых технологий в вопросах социальной помощи, в частности чат-ботов. В то время как социальный работник-человек не может быть доступен для пользователя круглосуточно, машина будет рядом всегда в виде установленного на гаджет приложения".
В своем докладе Тимур Маратович ссылается на данные исследования “Евробарометр”, согласно которому в России уровень технооптимизма составляет 70%: “Люди изначально доверяют новым технологиям, предполагают, что робот безобиден, в то время как от человека, даже если тот является государственным служащим или представителем общественной организации, он ожидает подвоха”.
Тимур Хусяинов
заместитель декана факультета гуманитарных наук
Сейчас перед разработчиками встает дополнительный вопрос, связанный с работой над принятием социальных роботов. На конференции специалисты – практики увидели перспективы этого направления. К сожалению, в России социальная робототехника пока слабо развивается. Надеюсь, что подобные конференции помогут изменить ситуацию.