• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Новым вызовом современного мира стало изменение роли учителя»

«Учителю нужно осваивать новую предметную область - культуру образовательной навигации», -  президент НИУ ВШЭ – Нижний Новгород  Геннадий Рябов выступил с докладом на всемирной акции, посвященной  55-летию  принятия Рекомендации  о статусе учителей. В рамках мероприятия прошла онлайн-конференция «Влияние пандемии COVID-19 на системы образования во всем мире».

iStock

iStock

Международный  день учителя  - профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования. В этот день отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, их неоценимый вклад в развитие общества.

Исторической предпосылкой для учреждения Международного дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда (МОТ) был подписан документ «Рекомендация о  статусе учителей» (Recommendation concerning the Status of Teachers).

Кроме того, 5 октября 1997 года  Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Рекомендацию о статусе преподавательских кадров высших учебных заведений (Recommendation concerning the Status of Higher-Education Teaching Personnel). В знак признания выдающейся  роли учителя в построении будущего стран мира  ЮНЕСКО в 1994 году провозгласила 5 октября  Международным днем учителя, который отмечается 5 октября. В этот день международные образовательные организации предлагают задуматься о том, как изменил нашу жизнь хороший учитель.

- Геннадий Петрович, чем важна Рекомендация о статусе учителей для мирового сообщества?

- Рекомендации о статусе  учителей — это единственный международный документ, закрепляющий  права и обязанности учителей, устанавливающий целевые ориентиры в отношении прав и обязанностей учителей, а также международные нормы  их подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда.

- В 2021 году 55-летие принятия документа было приурочено к заседанию Объединенного комитета экспертов ЮНЕСКО/МОТ по применению Рекомендаций о статусе педагогических кадров, членом которого Вы являетесь. Какова роль Комитета экспертов в реализации этих международных инструментов?

- Объединенный комитет экспертов ЮНЕСКО и МОТ (СЕАRТ) на своих заседаниях  рассматривает исследования, доклады и информацию, относящиеся к применению обеих Рекомендаций. Эти материалы предоставляются правительствами, преподавательскими организациями, ЮНЕСКО и МОТ. СЕАRТ уполномочен анализировать представленные правительствами стран-членов ЮНЕСКО  доклады по следующим направлениям:

- академическая свобода и автономия учебных заведений;

- учителя и качество образования;

- привлечение, совершенствование и мотивация учителей;

- социальный диалог в области образования;

- свобода ассоциаций в высшем образовании;

- гендерные вопросы и вопросы ВИЧ/СПИД в преподавательской среде.

На основе такого изучения СЕАRТ готовит  доклад, в котором обобщает информацию о положении учителей в мире и предлагает конкретные меры правительствам, социальным партнерам, МОТ и ЮНЕСКО. Доклад СЕАRТ утверждается на Генеральных ассамблеях ЮНЕСКО и МОТ и рассылается всем государствам-членам. Рабочая группа СЕАRТ по рассмотрению жалоб от учительских организаций, изучает заявления относительно несоблюдения положений Рекомендаций в государствах-членах. Она публикует результаты своих изысканий и выступает с предложениями по урегулированию конкретной проблемы или конфликта.

- Спустя полтора года после начала пандемии COVID-19 всемирная акция была посвящена теме «Учителя – в центре процесса возрождения образования». Как отразилась пандемия на системах образования стран мира?

- Пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах  на всех континентах. Закрытие школ и других образовательных учреждений коснулось 94 процентов мирового контингента учащихся, причем в странах с низким уровнем дохода и с уровнем дохода ниже среднего этот показатель составляет 99 процентов.

Если говорить только об экономических последствиях пандемии, то еще около 23,8 миллиона детей и молодых людей (от дошкольников до студентов высших учебных заведений) могут в следующем году  оказаться без доступа к образованию.

Более того, срыв образовательного процесса  имел серьезные последствия за рамками системы образования: например, закрытие школ привело  к утрате во время пандемии школьных обедов и других услуг в области здравоохранения и питания, это коснулась 370 миллионов детей в 195 странах и привело к росту масштабов голода среди самых обездоленных групп населения.

Закрытие учебных заведений также повлияло на  работу родителей, которые отправляли своих детей в детские сады и школы: в период пандемии и локдаунов в таких странах, как Великобритания, Германия, Италия, США и Франция  60 процентов родителей не смогли найти альтернативу школам и детским садам и были вынуждены бросить работу, а около 40 миллионов детей во всем мире не смогли получить  дошкольное образование.

Кризис, обусловленный COVID-19, и беспрецедентные сбои в функционировании системы образования пока далеки от завершения. Страны приступили к постепенному  возобновлению занятий во  своих школах либо в первую очередь в выпускных классах, либо по принципу точечного открытия школ в районах с наименьшим количеством случаев заражения.

Эти решения влекут за собой огромные социальные и экономические последствия и будут оказывать продолжительное воздействие на педагогов, на детей и  их родителей, а также на общество в целом. На своем последнем заседании Комитет экспертов подготовил рекомендации  международным организациям и правительствам стран по необходимым  мерам реагирования, которые должны быть направлены на поддержание и восстановление своих систем образования.

- С какими вызовами столкнулась система высшего образования в период пандемии?

- По оценкам ЮНЕСКО, к негативному влиянию пандемии в секторе высшего образования относятся снижение академической мобильности студентов, приостановка научных исследований, ослабление международного академического и научного партнерств.

Наиболее серьезным вызовом вузы считают снижение академической мобильности. Пандемия разрушила  глобальную архитектуру университетского  образования, выстроенную в рамках взаимосвязанных проектов по интернационализации. Из-за этого даже самые привлекательные для иностранных  студентов университеты, не говоря уже о вузах «второго эшелона», потеряли огромную часть своих доходов.

Многие вузы не смогли оперативно организовать процесс онлайн-обучения и временно приостановили свою образовательную деятельность, организовав онлайн-консультации и самообучение для студентов. Анализ данных показывает, что в период пандемии COVID-19 более 1,5 миллиардов студентов в 165 странах не имели возможности посещать занятия.

Пандемия вынудила глобальное академическое сообщество обратиться к новым методам обучения, включая дистанционное и онлайн-обучение. Это оказалось непросто как для студентов, так и для преподавателей, которые вынуждены были преодолевать негативные эмоциональные, физические и экономические последствия заболевания, одновременно содействуя борьбе с распространением вируса.

Пандемия также оказала существенное влияние на планы потенциальных иностранных студентов относительно обучения за рубежом. Прогнозы на будущее делать сложно, особенно для  миллионов студентов, которые после выпуска из университета  столкнутся с мировой экономикой, серьезно пострадавшей от пандемии.

- В своем докладе «О роли учителя в меняющемся мире» в рамках международной конференции  «Влияние пандемии COVID-19 на системы образования во всем мире» Вы говорили  о вызовах, с которыми столкнулись учителя в период пандемии. Что изменилось в работе учителя?

- Полученные исследовательские данные демонстрируют значительные трансформации практически всех педагогических функций. Изменились традиционные и проявились новые роли педагога.

Трансформация содержания деятельности педагогов общеобразовательных организаций и вузов, освоение новых  форм и технологий методической и организационной поддержки  при переходе от традиционной  организации обучения к дистанционной,  привитие ответственности за подготовку человека к жизни в условиях кризиса, неопределенности и дивергентного общества, необходимость  оперативно отвечать на вызовы времени, командная работа педагогического коллектива – все это привело к изменению роли  учителя, а также требует обратить пристальное внимание на  изменение программ подготовки учителей и на усиление  необходимости постоянного самообразования учителя в новых условиях.

Цифровизация и лёгкий доступ к информации стали сегодняшней новой реальностью. Из-за всеобщего доступа к интернету информация стала общедоступной. Учитель перестал быть носителем абсолютной истины, у него появились конкуренты — образовательные платформы, онлайн-курсы и информационные сайты.

Информации стало слишком много, появилась необходимость в ее  анализе и структуризации. Поэтому  для учителя стало важно учить школьников и студентов ориентироваться в потоках данных, уметь отобрать источники, обработать их — то есть научить узнавать, как из хаоса информации получить новые знания, как самому искать то, что тебе нужно. 

Классно-урочная система обучения,  представленная в трудах чешского педагога и философа Яна Амоса Коменского более 400 лет назад, становится неактуальной. На смену предметного подхода в обучении появляются другие, междисциплинарные  методы.  Современное образование становится более гибким, людям интересно проектировать индивидуальный образовательный маршрут, выбирать то, что им понадобится в сегодняшней и будущей жизни. Многие из этих процессов в латентном виде  протекали  и ранее, а пандемический кризис только с новой силой высветил и усилил эти проблемы.

Все это заставляет учителя совершенствовать старые и осваивать новые роли, которые он выполняет  в современной школе: роль эксперта и  наставника, дизайнера образовательного процесса и  создателя уникального контента, тьютора и навигатора в одном лице.

Таким образом, современный учитель вместо основного источника информации становится лоцманом, «ариадниной нитью» в бурном океане знаний, путеводной звездой в глобальном мире страстей. Для этого учителю нужно осваивать новую предметную область - культуру образовательной навигации.  А это значит, что новый учитель — это человек, который не только учит детей, но и постоянно учится сам, знакомится с новыми вызовами нового мира, в котором после школы предстоит жить его ученикам.

Но пандемия оказала не только негативное влияние на мировую систему образования.  Так, по мнению журнала Forbes, глобальные кризисы всегда способствуют не только прогрессу технологий, но и их широкомасштабному внедрению в жизнь общества способами, которые ранее считались невозможными.

Это подтверждает и опыт нынешнего  пандемического кризиса, в результате которого ускорились все перечисленные выше  и послужили стимулом для инноваций в сфере образования. Образовательное сообщество продемонстрировало свою стойкость и заложило основу для дальнейшего восстановления системы образования и устойчивости мира.

Поэтому неслучайно  Международный день учителя в этом году посвящен теме «Учителя – в центре процесса возрождения образования». В своем приветственном слове к участникам  акции генеральный директор ЮНЕСКО г-жа Одри Азуле  сказала:

 «В этот день мы не просто воздаем должное каждому представителю учительской профессии. Мы обращаемся с призывом к государствам оказать учителям финансовую поддержку и сделать их объектом приоритетного внимания в нынешних глобальных усилиях по выводу систем образования из кризисной ситуации, с тем чтобы каждый учащийся получил возможность учиться у квалифицированного и пользующегося поддержкой преподавателя. Давайте же поддержим наших учителей!»

Свое выступление на этой всемирной акции я закончил словами:  «В этот сложный критический период многие страны еще раз убедились в том, что вклад в образование (материальный или интеллектуальный) является вкладом в будущее нашего мира, а будущее мира и каждой страны находится в руках учителей».