«Ученые и студенты – это агенты культурного трансфера»
Что такое «образовательный колониализм», как «колониальная» тематика затрагивает интернационализацию высшего образования в концепте культурного трансфера и потеряла ли остроту проблема национального самоопределения? Публикуем выдержки из доклада проректора НИУ ВШЭ Ивана Простакова, представленного на международной конференции «Культурный трансфер: формирование созидательного человеческого капитала».
В начале своего выступления Иван Валериевич отметил, что руководствуется классическим определением интернационализации высшего образования как «процесса внедрения международной составляющей в исследовательскую, образовательную и административную функции высшего образования».
По его словам, наиболее яркие и понятные показатели интернационализации высшего образования – международная академическая мобильность, международные исследовательские партнерства, создание программ двух дипломов, филиалы, программы, где комбинируются курсы национальных университетов.
«В концепции культурного трансфера университеты явно присутствуют в качестве «зоны трансферов», а ученые и студенты – это агенты культурного трансфера. В университетах происходит постоянный процесс не только обмена знаниями и культурными элементами, но и их переосмысления.
Здесь очень уместна цитата Мишеля Эспаня: «Иностранные студенты внутри культурного пространства представляют собой меньшинство, однако сам факт их присутствия достаточен, чтобы вызвать определенные волнения в пространстве принимающей культуры».
Иван Валерьевич отметил, что сейчас из 250 млн студентов в мире примерно 6 млн иностранных. По прогнозам экспертов, к 2040 году количество студентов в мире приблизится к 600 млн человек, в первую очередь за счет государств юго-восточной Азии и Тихоокеанского региона, а также густонаселённых стран: Индии, Пакистана, Бангладеша и других.
Изменится ли модель интернационализации высшего образования и повлияет ли она в будущем на проблему национального самоопределения? В своем докладе Иван Валериевич затронул политический, экономический, культурологический, а также исторический аспекты, которые необходимо учитывать в поисках ответов.
Количество студентов вырастет, но большинство стран, где сконцентрированы потенциальные студенты, не смогут обеспечить обучение в своих вузах. Мощностей университетов не хватит, и многие из этих студентов станут иностранными студентами
Между тем, существующая модель интернационализации, ее экономические и политические механизмы, география потоков иностранных студентов в некоторых странах интерпретируются как «образовательный колониализм». Этот термин в рядах исследователей встречается все чаще и вызывает их озабоченность.
Есть теоретическое определение интернационализации высшего образования, которое прекрасно вписывается в контекст культурного трансфера, а есть практика, которая, возможно, сильно отличается. И вместо взаимопроникновения, диалога в интернационализации высшего образования может быть доминирование, вызванное экономическими факторами или желанием утвердить свою страну, свою систему высшего образования с помощью «мягкой силы», или так называемого «образовательного колониализма». «Мягкая сила» — это элемент дипломатии и элемент проведения национальных интересов за пределами страны.
Когда мы говорим о процессах глобализации, то мы уходим от этого исторического подхода к культурному трансферу, когда действительно речь идет о трудном диалоге и трудном переосмыслении культур языков, которые находятся в совершенно разных мирах. И действительно ли потеряла остроту проблема национального определения? Действительно ли мы пришли к тому глобальному миру, где это не играет никакой роли? Я так подозреваю, что те процессы глобализации, которые протекали в 1990– 2000 годы, с пандемией, конечно, меняются и, возможно, мы стоим перед возвратом к проблеме национального самоопределения
Иван Простаков
проректор НИУ ВШЭ
Возможно, есть необходимость учитывать в культуре трансфера не только культурологические, языковые, исторические факторы, но и политические и экономические. Теория культуры трансфера молода. Мир развивается очень быстро. И, возможно, развивается быстрее теории, поэтому скорее всего сегодня мы можем поставить какие-то вопросы и постараться на них ответить в будущем.