«Это совершенно особое ощущение - видеть, как теоретические исследования позволяют достичь практических результатов»
Академический руководитель программы «Бизнес-информатика» факультета информатики, математики и компьютерных наук Борис Улитин защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата компьютерных наук на тему «Модели, методы и программные средства трансформации предметно-ориентированных языков для интерфейсов программных систем общего назначения». О вдохновении и мотивации, о своей научной и преподавательской деятельности Борис Игоревич рассказал в интервью службе портала.
— Борис Игоревич, с чего начался Ваш интерес к программированию?
— В том или ином виде такой интерес был у меня всегда. Еще в школе я посещал Школу по олимпиадной математике Д.Ю. Кузнецова в Вышке, тогда мне стали интересны нетривиальные задачи в математике и способы их решения.
— Когда Вы решили поступать в Вышку, как выбирали программу, чем руководствовались?
— Как только познакомился с ней, мне очень захотелось стать частью этой большой, дружной академической семьи. А программу, если можно так сказать, просто почувствовал: ведь бизнес-информатика в чистом виде прикладная специальность, которая позволяет предлагать и реализовывать новые технологии в рамках оптимизации бизнес-процессов.
— В какой момент Вы решили строить академическую карьеру?
— Думаю, первые мысли об этом у меня появились еще во время обучения в бакалавриате. Появилось осознание того, что помимо применения полученных во время учебы навыков есть желание делиться ими с другими. Поэтому, когда при поступлении в магистратуру Наталья Владимировна Асеева предложила попробовать себя в качестве преподавателя, согласился, не раздумывая.
— Как формировались Ваши исследовательские интересы, в каких направлениях Вы работали?
— Мне всегда было интересно применение тех фундаментальных принципов и идей, о которых нам рассказывали, на практике. Это совершенно особое ощущение — видеть, как теоретические исследования позволяют достичь практических результатов. Именно поэтому в качестве направления своей исследовательской работы выбрал предметно-ориентированные языки — в настоящее время их существует большое количество, однако между ними можно выделить и общие закономерности, позволяющие упростить процесс разработки такого рода языков в целом. Эти идеи и стали основой моей диссертации.
А если говорить о человеке, исследователе и ученом, оказавшем на меня колоссальное влияние, то это несомненно мой научный руководитель в бакалавриате — Андрей Наумович Гинзбург. Высочайший профессионал, знающий и познающий, творческий и умеющий созидать человек.
— Чем обусловлен выбор темы для диссертации?
— Работа над диссертацией стала продолжением тех идей и наработок, которые были получены во время обучения в бакалавриате и магистратуре. С моим научным руководителем Эдуардом Александровичем Бабкиным задались вопросом, можно ли создать общий подход для разработки столь, казалось бы, разнородных языков, как предметно-ориентированные? Ведь в своей основе эти языки создаются специально для конкретной задачи в конкретной предметной области. А с точки зрения программирования — это такие же языки, к которым можно применять общие методологии разработки. Мы пошли по пути от множества частных языков к общему подходу, который и стал результатом диссертации.
— Ваша работа имеет практическое значение. Были разработаны «Программная система Приемной комиссии вуза» и «Программная система распределения ресурсов ж/д станции». Реализованы ли эти проекты в жизни?
— Все материалы диссертационной работы прошли апробацию на примере представленных программных систем. «Программная система Приемной комиссии вуза» будет уже третий год успешно функционировать в рамках приемной кампании ПИМУ. Проект же с «Программной системой распределения ресурсов ж/д станции» является продолжением моей магистерской диссертации (собственно, с данной программной системы и началась наша диссертационная работа), и на данный момент стоит задача о его дальнейшем развитии с целью устранения обнаруженных в предложенном подходе к разработке предметно-ориентированных языков ограничений по оптимизации.
— Помогает ли преподавательская деятельность в Вашей исследовательской работе?
— Безусловно! Преподавание дает возможность на многие вещи взглянуть по-новому, глазами студентов, увидеть новые перспективы и нераскрытые возможности для исследований. В случае моей диссертации наработки использовались в рамках учебных курсов по программированию и проектных семинаров, позволили на практике оценить эффективность предлагаемых подходов.
— Защита диссертации — это волнительное событие. Как Вы к нему готовились?
— Весь летний отпуск был посвящен подготовке к этому мероприятию. Постоянно были на связи с Эдуардом Александровичем, обсуждали возможные идеи для того, чтобы наиболее выигрышно показать полученные результаты, поскольку их много, а время доклада на защите ограничено.
Спасибо моим родителям, которые поддерживали меня все это время и помогали во время моего участия в различных конференциях и семинарах.
— Есть ли люди, которых Вы считаете для себя примером, на кого ориентируетесь?
— Могу сказать, что достаточно большое число людей являются для меня интересными и чьи истории оказывают влияние в том или ином виде. Но, пожалуй, примером для меня является мой папа, Игорь Борисович Улитин, который также выбрал академическое призвание и является доцентом ПИМУ.
Также могу смело сказать, что для меня Эдуард Александрович — мой «научный отец», который всегда поддержит и направит, поможет трансформировать возникшую идею и оформить ее в лучшем виде. Эдуард Александрович — это человек будущего, его способность к научному прогнозированию завораживает, а уникальные знания и опыт находятся в постоянном развитии и совершенствовании.
— Чем Вы интересуетесь помимо науки? Получается ли находить время на увлечения?
— Главным моим увлечением была и остается музыка (я закончил музыкальную школу по классу фортепиано). И время на любимые вальсы Шопена я всегда стараюсь найти.
— Что мотивирует вас? Есть какой-то личный рецепт «подзарядки»?
— Мотивирует, несомненно, и литература, и вечный философский вопрос: «ради чего живут люди?» Как писал Владимир Высоцкий:
«Среди нехоженых путей
Один — пусть мой,
Среди невзятых рубежей
Один — за мной!»
— Расскажите о Ваших исследовательских и преподавательских планах.
— В настоящее время планы больше связаны с академическим руководством программой, поскольку во время подготовки к защите на эту сторону моей профессиональной деятельности оставалось меньше времени. Хотелось бы воплотить в жизнь идеи представительства студентов в академическом совете программы и создать несколько треков в рамках учебных курсов моей родной программы «Бизнес-информатика».
Эдуард Александрович Бабкин,
ординарный профессор Высшей школы экономики
За профессиональным ростом Бориса Игоревича я наблюдал с момента его магистратуры, в течение 5 лет. Он обладает очень редким в настоящее время качеством ученого - он сам может поставить важную научную проблему и решать ее на очень высоком уровне. Причем, проблема эта может иметь чисто фундаментальный характер и, на первый взгляд, она может быть совершенно не связана с практическими задачами. Именно это часто отталкивает людей от науки. Но Борис Игоревич способен увидеть саму суть научной проблемы и понимает, как решив ее на фундаментальном уровне, затем применять решение на практике.
Такой действительно научный подход дает очень много - он позволяет найти решения вопросов из разных сфер жизни, которые до этого решались долго, сложно, а, возможно, и не имели решения вообще. Тема и результат диссертации Бориса Игоревича как раз демонстрируют такой. Второе важное качество исследователя - Борис Игоревич не собирается останавливаться на достигнутом, насколько я понимаю из наших бесед, у него есть сильное желание продолжить научную деятельность по теме, близкой к диссертации, чтобы дальше развивать научный результат.
Кроме того, Борис Игоревич очень отзывчивый и чуткий человек. Его оппоненты на защите подчеркивали, что он живо и правильно реагирует на разные замечания, которые давались результатам его работы на разных этапах, - он воспринимает их, конструктивно обсуждает, принимает к доработке и получает новый результат. Поэтому он достаточно легко вписался в научный коллектив, а это тоже очень важно, так как большинство крупных научных исследований имеют коллективный характер. Здесь многое зависит от того, насколько хорошо человек умеет коммуницировать с другими, отстаивать свою позицию, и в то же время принимать к сведению полезные замечания коллег.