Открыть свое дело и добиться успеха: мастерская по предпринимательству прошла для финалистов конкурса "Большая перемена"
В международном детском центре «Артек» подвели итоги Всероссийского детского конкурса «Большая перемена». Из 2,5 миллионов участников в финал вышли 1 500 талантливых ребят со всей страны. Для них была организована обширная программа лекций и мастер-классов. Мастерскую по предпринимательству провел заведующий Центром предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Дмитрий Сидоров.
Конкурс "Большая перемена" реализуется в рамках платформы «Россия – страна возможностей». В 2021 году конкурс проходил по направлениям наука и технологии, искусство и творчество, журналистика и новые медиа, волонтерство, историческая память, здоровый образ жизни, экология, урбанистика, путешествия и туризм, образовательные технологии, молодежное предпринимательство и «Служи Отечеству!». По всем направлениям состоялась защита молодежных проектов, в итоге гранты на обучение получили 600 школьников.
Заведующий Центром предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Дмитрий Сидоров, эксперт трека «Предпринимай!», принял участие в панельной дискуссии "Открыть свое дело и добиться успеха: секреты от профессионалов" и провел мастерскую "Оценка предпринимательской возможности".
- На мотивационной дискуссии мы обсуждали разные аспекты предпринимательской деятельности: как научиться быть предпринимателем, как нанимать на работу сотрудников, как выстраивать отношения с инвесторами и т.д. Я рассказывал, как мы в Вышке учим людей быть предпринимателями, какие для этого существуют курсы, форматы и возможности.
Так, на всех образовательных программах ключевой является проектная деятельность. Именно работа над проектами учит взаимодействию в команде, выявляет сильные стороны и формирует такие soft skills, как креативность, коммуникабельность, навыки презентации, лидерские качества и т.д. Знания, которые студенты получают в ходе реализации проектов, становятся освоением компетенций в действии. Также существует форма поддержки «Стартап как диплом», который позволяет вместо диплома на академическую тему выбрать защиту стартап-проекта.
Мы обсуждали, что означает «быть предпринимателем». Брать на себя ответственность, не бояться рисков – открывая свое дело, необходимо быть готовым к ошибкам. Но самое главное, быть предпринимателем - после каждого удара судьбы быстро вставать и продолжать двигаться вперед. Предприниматель - не тот, кто не падает, а тот, кто всегда встает.
Универсального рецепта для успешного предпринимательства нет, эксперты советуют доверять интуиции, основанной на знаниях и опыте. В мастерской "Оценка предпринимательской возможности" Дмитрий Сидоров предложил ребятам инструмент, который позволяет оценить продукт глазами потребителя, а значит, сделать его максимально привлекательным для своего клиента.
- В мастерской мы разбирали инструмент «Шаблон предложения ценности», он крайне важный и одновременно легкий в использовании. Отвечая на ряд готовых вопросов, создатель продукта формирует некоторое количество утверждений со стороны продукта и со стороны клиента. От того, насколько эти утверждения друг с другом согласуются, предприниматель наглядно видит, насколько он знает продукт и понимает выгоды для своего потребителя. 95% предпринимателей не утруждают себя этим простым анализом, хотя его польза неоспорима. В формате мастерской ребята увидели, насколько инструмент легок в применении и одновременно важен на этапе разработки концепции продукта.
Предпринимательский трек появился в конкурсе «Большая перемена» в этом году впервые, и сразу получил высокую популярность среди участников проекта. Нацеленность на результат, готовность к испытаниям и безудержное любопытство – эти качества отличают и начинающих предпринимателей, и настоящих профессионалов, готовых создавать новое и брать на себя ответственность.
Дмитрий Сидоров
заведующий Центром предпринимательства
Я надеюсь, мне удалось донести до ребят важную мысль, что предпринимательство – это не «купи дешевле – продай дороже», а про то, как делать лучший сервис, продукт или проект для своей аудитории. Судя по большому количеству вопросов по инструментам, проектам и по тому, как устроено обучение предпринимательству в Высшей школе экономики, школьники серьезно рассматривают предпринимательство как направление для дальнейшего изучения.