• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Год народного творчества

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов. Нижегородская область – это колыбель многих народных промыслов, и мы предлагаем познакомиться с видами народного искусства, которыми славится наш родной край.

Год народного творчества

© Екатерина Улитина / Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Хохлома (Семенов)

Хохломская роспись известна на весь мир и прочно ассоциируется с Россией у иностранцев, а родом этот художественный промысел из Нижегородской области: с начала XX века центром промысла считается г. Семенов.

Характерная особенность росписи – золотистое свечение, которое достигается путем сложной обработки: в заготовки из дерева втирается льняное масло, после просушки изделия грунтуют и в несколько слоев покрывают олифой, на последний (еще липкий) слой наносят полуду – алюминиевый порошок, благодаря которому заготовка серебристый блеск.

Золотой цвет изделие приобретает уже после росписи, лакировки и обжига в печи: под воздействием температуры серебристое покрытие под лаком становится золотым.

Сегодня традиции хохломской росписи продолжает и развивает фабрика «Хохломская роспись», на которой изготавливаются не только традиционные изделия, но и стилизованные украшения, одежда, современные предметы обихода и мебель. 

© iStock

Семеновская роспись (Семенов)

Семеновская роспись – это традиционная роспись семеновских матрешек. Для этого стиля характерна меньшая площадь закрашивания: рисунок находится только на фартуке и платке куклы, остальная поверхность матрешки остается незакрашенной.

Основа рисунка – букет из крупных цветов (порой фантастических), вокруг которого строится вся композиция из веточек и листочков. При росписи используются только красный, синий и желтый цвета, и главным цветовым акцентом в рисунке становится самый крупный цветок в букете, который  задает цветовое решение всему рисунку.

Семеновская матрешка отличается не только росписью, но и формой: она более стройная, чем куклы из других регионов, имеет относительно тонкий верх, который резко переходит в утолщенный низ. Семеновская матрешка вмещает в себя до 15-18 вложенных кукол.

Считается, что первые матрешки появились в конце XIX века на волне подъема интереса к русской культуре. В Нижегородской губернии первые матрешки начали изготавливать уже в начале XX века – в деревне Мериново Семеновского района, которое считалось одним из центров деревообработки: здесь изготавливали самовары, гири, копилки, грибы, погремушки, бочата, поставки, различные бирюльки.

Городецкая роспись (Городец)

Городецкая роспись существует с середины XIX века и ранее называлась «нижегородской росписью». Ее возникновение тесно связано с производством прялочных донец (дощечек, служивших сидением для прях) в деревнях вблизи Городца.

Прялка представляла собой разборную конструкцию, и когда ее не использовали по назначению, донце вешали на стену в качестве декоративного панно. Для украшения донец сначала использовали резьбу, затем резьбу с инкрустацией. Мастера располагали деревом двух цветов - светлым и темным. Древесина красивого черно-синего цвета - это затонувший весной дуб: во время разлива реки Узолы и ледохода воды смывали в реку даже самые могучие деревья. Их вылавливали, кололи и высушивали особым способом, чтобы избежать трещин.

Высушенную древесину раскалывали на дощечки разных размеров, вырезали из них фигурки людей, коней, деревьев, карет, цветов и листьев. Композиции из фигурок мастер выкладывал на подготовленной лопасти из светлого дерева, обрисовывал, стамеской и киянкой делал углубления для фигурок, закреплял шкантиками (меленькими деревянными "гвоздиками"), зачищал. Помимо донца украшали и копылок (возвышение на донце, располженное над отверстием, в которое вставлялся вретикальный гребень): на нем с одной стороны располагали фигурку коня, а с другой - птицы. 


Позже к резьбе и инкрустации деревом добавилась роспись. Так появился оригинальный местный живописный стиль, в основе которого – яркие, сочные цвета. "Холстом" для городецкой росписи является деревянная основа, загрунтованная желтым, красным или черным цветом. Краски наносятся крупными мазками, после чего прорисовываются детали. Изначально мастера использовали для росписи яичные краски, которые потом заменили на масляные, темперные и гуашевые.

Городецкая роспись - это, в первую очередь, жанровые сценки. В центре сюжета жанровых сценок - «дамы» и «кавалеры» на чаепитиях, прогулках, ярмарках, а также свидания влюбленных, городские праздники и охота. 

Второй излюбленный городецкими мастерами мотив - растительный. Композиция растительного рисунка строится на пышных букетах цветов, напоминающих ромашки и розы («купавки» и «розаны»).

Часто в центре сюжета рисунка оказываются животные - птицы или кони. Иногда художники прибегали к экзотическим образам, например, изображали львов. Животные обычно располагаются на рисунке парами, как на гербах.

Позже росписью стали украшать и другие предметы обихода - сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, а также декоративные панно.

© rospatent.gov.ru

Полховско-майданская роспись (Вознесенский район)

Название росписи происходит от названия села Полховский Майдан, которое находится в Вознесенском районе - на юге Нижегородской области. В конце XVIII века там появился токарный промысел: крестьяне переняли его от монахов Саровского монастыря и стали изготавливать деревянную посуду, вытачивая ее на токарных станках. Расписывать ее стали уже в XX веке. Сначала рисунки были контурными, их выжигали. Затем узоры стали заполнять масляными красками, потом заменили их на анилиновые, а вместо контура стали обводить рисунки черной тушью.

Отличительная черта росписи - яркость, которая создается за счет контрастного сочетания цветов. В палитре художника всего три краски: красная, желтая и синяя. Сначала заготовку покрывают грунтовкой из крахмала. После просушки изделия расписывают слоями, по цветам. Первой наносят желтую краску. Затем используют красную и синюю. Если перекрыть желтую краску красной, то получится ярко-алый цвет. Чтобы получить зеленый, поверх желтой пишут синим цветом. Финальный этап - обводка каждого элемента тушью. Потом изделие покрывают лаком в два слоя, просушивая каждый при комнатной температуре.

Основной сюжет росписи - растительный. В основе композиции находится "роза" - крупный цветок шиповника или ромашки, вокруг которого пишут веточки с зелеными и синими листочками и небольшими ягодами. На родине промысла каждому известна легенда о крестьянке-атаманше Алене Арзамасской, которая была предводительницей одного из отрядов войска Степана Разина. Под ее началом воевали и предки полховско-майданских кустарей. Под селом Темниковым в Мордовии Алену взяли в плен и по приказу князя Долгорукого сожгли на костре. На месте казни, согласно легенде, выросла и расцвела алая роза. Именно эта роза находится в центре композиции в полховско-майданской росписи.

Мастера Полховского Майдана изготавливали не только посуду , шкатулки и коробочки для хранения, но и игрушки-тарарушки (вещи для забавы): грибы-копилки, коробочки-яблоки, птички-свистульки, пасхальные яйца, балалйки и, конечно же, куклы-матрешки. Полховско-майданскую матрешку можно отличить по крупному цветку на платке.

© artmuseumnn.ru

Борнуковская игрушка (Бутурлинский район)

Более 100 лет назад в селе Борнуково Бутурлинского района Нижегородской области начали делать борнуковскую игрушку - фигурки животных и людей из поделочного камня - ангидрида. Его добывали здесь же - село Борнуково расположено вблизи карстовой пещеры, разработки камня в которой велись еще со времен Екатерины II: камень отправляли в Санкт-Петербург для украшения дворцов.

Борнуковский ангидрид - особенной красоты камень, который делает изделия особенными, не похожими на изделия камнерезов из других регионов. У него богатая природная палитра: бело-розовый или голубоватый ангидрид ("небесный камень" или "нижегородский мрамор"), природный алебастр нежно-желтого или розового оттенков с мягкой прозрачностью и причудливыми разводами, монокристаллический гипс с гладкой, отливающей перламутром поверхностью ("марьино стекло"), волокнистый и блестящий лунный камень селенит, образующий прожилки в глыбах гипса, а также черный камень стеарит.

Борнуковские камнерезы имеют свой особенный стиль: они применяют в основном объемную резьбу по камню и изготавливают анималистические скульптуры: фигурки домашних и диких животных, в том числе экзотических. Большое влияние на стиль борнуковской резьбы оказали уральские мастера, у которых учились местные умельцы. Борнуковские мастера используют особенности каждой разновидности камня в стилизации изделий, а также применяют инкрустацию - например, инкурстируют поделку из бело-розового ангидрида черным стеаритом для создания глазок и носика животного.

Изделия ручной работы борнуковских мастеров-камнерезов вошли в экспозицию Парижской выставки в 1900 году. Кроме художественных изделий в Борнуково изготавливают пепельницы, шкатулки, письменные принадлежности, украшенные фигурками животных.

© a-u-vas.ru
© a-u-vas.ru

Гончарное ремесло и чернолощеная керамика (Большеболдинский, Богородский районы)

Гончарный промысел в Богородске существует с 1570 года - основания села Богородского. Богородские гончары изготавливали разнообразную глиняную посуду и бытовую утварь: горшки, плошки, кринки, рукомои, лотки, подойники, полевики, корчаги, опарницы, пасхальницы, кисельницы и даже самовары. С середины XIX века богородским мастерам стал известен способ изготовления чернолощеной керамики - изделий из глины, которые после особого обжига выглядели словно отлитыми из чугуна.

Чернолощеной является и Казариновская керамика, история которой началась в XVI веке в селе Казариново Большеболдинского уезда Нижегородской губернии. К XX веку технология была утеряна, и чернолощеной керамики почти не осталось. Ее традиции возродила и продолжила семейная мастрская Щипановых в 1987 году. Возрождением технологии занимаются и в Богородске.

© goncharnoe-delo.ru

Глиняные игрушки-свистульки (село Жбанниково)

Жбанниковская глиняная игрушка появилась в селе Жбанниково Городецкого района Нижегородской области. По данным археологических раскопок глиняные игрушки изготавливались в этих местах с XIII века. 

Земля на территории Городецкого района отличается высоким содержанием черной глины, которая после обжига становится красной. Изначально из такой глины делали жбаны для кваса (отсюда - название села) и прочую утварь, а также глиняные свистульки. Жбанниковская игрушка - это глиняная свистулька в форме пирамидки на трех ножках-основаниях. Популярные персонажи жбанниковской игрушки – конь, баран, бык, петух, птица Сирин, воины, всадники, гармонисты, различные сказочные и вымышленные персонажи.

Игрушка создается из небольшого куска глины, помещающего на ладони. Мастер делает заготовку с полостью внутри, прикрепляет ножки-опоры, вытягивает вверх шею будущей игрушки и формирует голову: вылепляет ушки, рожки или головной убор. Затем с помощью стека делает свисток и обжигает игрушку в печи. Звук такой свистульки получается высоким и чистым.

Выбор формы и цвета игрушки были символичны. Игрушка использовалась в качестве оберега, поэтому окрас и персонаж имели значение. Например, свистулька-утка должна была привлечь плодородие, курочка – богатство, корова точно приносила здоровье и т.д. Белый цвет символизировал жизнь, красный – тепло и любовь, синий – небо, черный – плодородие, золотистый – материальный достаток. Чтобы одна игрушка сочетала в себе как можно больше благоприятных цветов, мастера делали их пестрыми и цветастыми. Тельце игрушки выкрашивали полностью в один тон, а затем тычками наносили краски других цветов, создавая причудливые узоры и сочетания. Для росписи сначала использовали масляные краски, наносили их кусочками ткани или пальцами, а позже перешли на темперные. Нередко игрушки расписывали элементами хохломской росписи и цветочными рисунками.

© i-igrushki.ru

Золотное шитье (Арзамасский и Городецкий районы)

Вышивка золотой нитью известна с VI века до н.э., ее использовали в Китае, Индии и Византии в мужских одеяниях, и вышивали, как правило, тоже только мужчины. В Европе и на Руси вышивка золотом появилась с приходом христианства и стала частью церковного обихода, а после и светского. Для золотного шитья использовали не только золотые и серебряные нити, но и металлические.

Золотошвейным мастерством славились многие русские монастыри. В Крестовоздвиженском монастыре Нижнего Новгорода, Никольском монастыре и Алексеевской общине Арзамаса находились целые мастерские золотной вышивки, где золотом и серебром вышивали покровцы, воздухи и плащаницы, а также одеяния священнослужителей. С XVII века золотная вышивка вошла в обиход у купечества, затем золотыми нитями стали украшать женскую одежду зажиточные крестьяне и ремесленники. Наряд с золотным шитьем передавался в семьях по наследству.

Когда золотное шитье как промысел начал развиваться на Нижегородской земле, исследователи затрудняются ответить. Центрами золотной вышивки вплоть до XX века были села Чернуха Арзамасского уезда и Безводное, а также Городец. В Заволжье и селах Арзамасского уезда золотное шитье использовалось преимущественно в крестьянском и купеческом праздничном костюме (в отличие от Западной Европы, где золотом украшали одежду только светской и военной аристократии).

© nhp.mininuniver.ru

Нижегородский гипюр (Чкаловский район)

Нижегородским гипюром называется особый вид сквозной вышивки «по выдергу» - по крупной сетке, образованной путем выдергивания продольных и поперечных нитей полотна. На территории Нижегородской области вышивка по выдергу известна с конца XIX века, центром промысла считается территория современного Чкаловского района: вышивкой занималось все женское население окрестных сел и деревень.

Основой для узора вышивки служит сетка – рефеть, - которая формируется из самой ткани полотняного переплетения. При создании рисунка определенные нити основы и утка подрезаются и выдергиваются, для закрепления используется перевивка.

Узор создается вручную с помощью традиционных элементов вышивки («куколка», «подковка», «мушка», «настил», «борона», «цепочка», «тень», «сетка» и др.). Нижегородский гипюр отличается характерными элементами в узоре – ромбами «цветками». Существует около 50 видов швов – разделок, которыми заполняются «цветки». Сейчас традиции нижегородского гипюра продолжает предприятие «Гипюр» (г. Чкаловск  Нижегородской области).

© nhp.mininuniver.ru

Кружевоплетение (Балахна)

Искусство кружевоплетения появилось в XVI веке в Западной Европе. Русские мастерицы освоили ремесло на столетие позже, не просто переняв европейские традиции, а создав уникальные орнаменты и техники плетения.

На Нижегородской земле центром кружевоплетения считается Балахна – кружево балахнинских мастеров отличается особым стилем. Главная особенность балахнинского кружева – технология создания, которая называется «балахонский манер». Это многопарная техника плетения с использованием большого количества пар коклюшек (до 300 пар и более), это самая сложная и трудоемкая техника. Кружево, сплетенное с помощью этой техники, отличается легкостью тюлевых решеток и густотой узоров.

Еще одна отличительная особенность балахнинского кружева – уникальные растительные мотивы: виноградные гроздья (шелковые виноградные косынки поставлялись в Европу и успешно конкурировали с бельгийским кружевом), мотивы «балахонская роза», «вазоны», «гранаты», «огурцы» и «дубовые листья».

© ar.culture.ru