«НИРС — это встраивание молодых исследователей в большой научный диалог»
Подведены итоги Конкурса научно-исследовательских работ студентов (НИРС) - 2021. В 24 конкурсных направлениях были представлены работы бакалавров, магистрантов и выпускников – 2021 российских и зарубежных вузов.
Участие в НИРС дает преференции, способствующие дальнейшему академическому развитию: дополнительные баллы к портфолио при поступлении на часть магистерских программ, баллы для заявки на повышенную государственную академическую стипендию, а для победителей, аффилированных с Вышкой, - содействие при участии в научных мероприятиях по всему миру.
В 2021 году победителями и лауреатами конкурса НИРС стали студенты нижегородской Вышки. Полный список победителей, лауреатов и номинаций доступен на сайте НИРСа.
1 место в номинации: «Лучшая научно-исследовательская работа по юриспруденции для студентов бакалавриата и специалитета»
Работа на тему: «Ретроспективный анализ развития, современный подход к применению института преюдиции как средства доказывания в уголовном судопроизводстве»
Автор: Игнатьева Арина Владимировна, 4 курс, НИУ ВШЭ — Нижний Новогород
Научный руководитель: Клоков Сергей Николаевич
Арина Игнатьева
студентка 4 курса образовательной программы «Юриспруденция»
Меня интересуют актуальные проблемы уголовно-процессуального законодательства. И проблема использования института преюдиции – одна из них. Институт преюдиции обладает действительно высоким потенциалом, ведь он не только освобождает от обязанности доказывания определенных обстоятельств при разрешении уголовных дел, но и образует взаимосвязь между различными отраслями права. Поэтому грамотное законодательное регулирование преюдиции способно в значительной степени повлиять на эффективность отправления правосудия. Однако эта правовая конструкция -небезупречная: существует ряд законодательных пробелов, часть из которых затронута в настоящем исследовании. С целью восполнения указанных пробелов и корректирования действующего законодательства в работе предложено внести изменения в статьи Уголовно-процессуального кодекса и Федерального Закона «Об оперативно-розыскной деятельности», что носит сугубо практический характер.
Сергей Клоков
преподаватель уголовного права и уголовного процесса факультета права
Не каждый студент наделен аналитическим складом ума. Оценки — это субъективное восприятие преподавателя. А когда работу рассматривает конкурсная комиссия и признает ее достойной призового места, то это не только поднимает самооценку ребят, но и показывает их творческий потенциал, способность к исследовательской деятельности.
Лауреат в номинации: «Лучшая научно-исследовательская работа по юриспруденции для студентов бакалавриата и специалитета»
Работа на тему: «Право, игра и мода как социальные регуляторы: сходство, различие и проблемы взаимодействия»
Автор: Микаелян Карина Арамовна, 2 курс, Нижний Новогород
Научный руководитель: Тенилова Татьяна Львовна
Микаелян Карина
студентка 2 курса образовательной программы «Юриспруденция»
Исследование проводилось мной в рамках курсовой работы на первом курсе. Мне, как человеку, любящему сферу искусства, моды, стало интересно, какая же связь может существовать между правом, модой и игрой и как они функционируют в роли социальных регуляторов.
Оказалось, что в праве такая взаимосвязь играет крайне важную роль, так как проблемы, возникающие в области моды и игры, часто требуют правового разрешения, что ведет к развитию правовой доктрины, к появлению новых норм права, а также целых областей (например, Fashion Law). Методы игрового и модного воздействия на социум помогают в проведении правового воспитания и повышении правовой грамотности населения.
3 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по бизнес-информатике для студентов магистратуры и выпускников 2021 года»
Работа на тему: «Автоматизация инженерных методов разработки ПО на основе Eclipse EPF»
Автор: Зубова Марина Андреевна, 2 курс магистратуры, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Научный руководитель: Бабкин Эдуард Александрович
Зубова Марина
студентка 2 курса магистерской программы «Бизнес-информатика»
Теме системного мышления в магистратуре посвящены несколько дисциплин. Меня сразу заинтересовало это направление. Как человек средствами визуального языка может построить схему, которая даст ему понимание предметной области на высоком уровне абстракции?
Еще одна интересная тема – методология проведения научных исследований. Эти два направления соединились в моей работе, которая посвящена созданию компьютерной программы - интеллектуального помощника для студентов. Программа способна помочь студентам правильно проводить научные исследования: подсказывать этапы, предлагать необходимые источники информации, рекомендовать программный код и т.д. Это повысит скорость обучения и улучшит качество работ. В своем исследовании я определила основные функции программного обеспечения и способы их реализации.
Эдуард Бабкин
руководитель образовательной программы «Бизнес-информатика»
НИРС развивает в студентах, прежде всего, самостоятельность. Студент должен сформулировать несколько ответов на ключевые вопросы: в чем важность результатов работы и чем они отличаются от имеющихся в лучшую сторону. Это позволяет посмотреть и оценить свое исследование со стороны. Кроме того, студенты, которые получают призовые места на конкурсе НИРС, потом проще переходят к написанию научных статей для конференций и журналов, потому что на конкурсе НИРС они впервые сталкиваются с настоящим работающим механизмом научной экспертизы.
3 место в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по филологии для студентов бакалавриата и специалитета»
Работа на тему: «Пушкинское и лермонтовское в повести Б.Л. Пастернака «Детство Люверс»
Автор: Назарова Анна Евгеньевна, 4 курс, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Научный руководитель: Гельфонд Мария Марковна
Анна Назарова
студентка 4 курса образовательной программы «Филология»
Научный интерес к творчеству Пастернака обусловлен, прежде всего, любовью к его творчеству. В конце первого курса бакалавриата я открыла для себя "Стихотворения Юрия Живаго", затем роман и только после - малую прозу Пастернака. Повесть «Детство Люверса» мало изучена литературоведами. Поэтому здесь очень большое поле для исследований и открытий. Эта повесть совпадает по времени с выпуском поэтических книг Б. Пастернака. Одна из них посвящается Лермонтову, а вторая - вариация на творчество Пушкина. Совместно с научным руководителем нам удалось этот факт встроить в логику творческого пути Бориса Пастернака.
Мария Гельфонд
академический руководитель образовательной программы «Филология»
На мой взгляд, Аня наделена серьезными литературоведческими способностями. В прошлом году она представила свою работу на X конференции молодых исследователей "Тест - комментарий - интерпретация", и ее доклад очень заинтересовал слушателей - поэтому мы и решили, что работа достойна конкурса НИРС. Для студентов участие в конкурсе – это возможность посмотреть на свою работу другими глазами, получить рецензии двух независимых экспертов, понять, в каком направлении дальше двигаться. Конкурс — это прежде всего встраивание молодых исследователей в большой научный диалог.
Лауреат в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по компьютерным наукам для студентов бакалавриата и специалитета»
Работа на тему: «Нейросетевая модель классификации эмоций по видеоизображению лица для мобильных устройств»
Автор: Дёмочкина Полина Владиславовна, 4 курс, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород
Научный руководитель: Савченко Андрей Владимирович
Полина Дёмочкина
студентка 4 курса образовательной программы «Программная инженерия»
Первый интерес к исследовательской деятельности появился у меня на 2 курсе, тогда я вступила в научно-исследовательскую группу при НИУ ВШЭ, которая была направлена на исследования в области компьютерного зрения. В прошлом году я стала одним из исполнителей интересного и перспективного проекта по гранту РНФ (Российский научный фонд), где под руководством академического руководителя образовательной программы «Магистр по компьютерному зрению» Андрея Владимировича Савченко я провожу исследования в области распознавания эмоций по видео с помощью нейронных сетей.
Новейшие разработки в этой сфере имеют важное практическое значение, например, в маркетинге для оценки реакции пользователей на рекламу и в сфере здравоохранения для отслеживания эмоционального состояния пациентов.
Андрей Савченко
академический руководитель магистерской программы «Магистр по компьютерному зрению»
Тема Полины в области компьютерного зрения сейчас очень актуальна. Задача была улучшить точность и скорость принятия решений. В работе Полина описывала пример приложения для мобильного телефона. Было проделано много работы. Основные параметры, по сравнению с базовыми аналогами, нам удалось повысить.
Системы автоматического анализа выражения лица могут использоваться в сфере образования для контроля уровня внимания студентов во время онлайн лекций. Как раз в этом направлении мы планируем продолжать работу в этом году. Полина очень целеустремленный специалист с высокой квалификацией. Так что не сомневаюсь, что к ВКР эта задача будет выполнена.
Поздравляем призеров и лауреатов нижегородского кампуса Высшей школы экономики, - бакалавров, магистрантов и научных руководителей, чей труд получил высокую оценку и признание экспертов.