Вот это поворот: изменения в образовательной стратегии для аспирантов НИУ ВШЭ
В 2021 году на федеральном уровне были приняты изменения, которые касаются процесса обучения в аспирантуре. Итогом обучения теперь должна стать представленная к защите диссертация на соискание ученой степени кандидата наук. Проектный поворот, который осуществляется в аспирантуре Вышки, должен помочь аспирантам стать не только кандидатом наук, но и настоящим ученым.
Есть старая шутка: «Учёным можешь ты не быть, но кандидатом стать обязан!» Нередко поступление в аспирантуру и защита диссертации оторваны от реальных интересов соискателя ученой степени. Высшая школа экономики не поддерживает такой подход. Обучение в аспирантуре НИУ ВШЭ – это шаг в серьезную науку.
Изменения в процессе подготовки аспирантов, внесенные Министерством науки и высшего образования, связаны с противоречием, на которое давно обратили внимание. В предыдущие годы аспирант мог успешно завершить образование, представить краткий научный доклад по результатам своего исследования и проект учебного курса, и получить диплом о присвоении квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь», не завершив работу над диссертацией и фактически не имея обязательств по защите. Для будущих аспирантов такая возможность исключена. Итоговая аттестация теперь будет проводиться в формате предзащиты диссертации, то есть к концу аспирантуры выпускник должен иметь цельную работу и достаточное количество публикаций в рецензируемых журналах.
Аспирантура как высшая ступень образования направлена на подготовку исследователей, способных самостоятельно ставить и решать научные задачи, адекватно оценивать результаты, участвовать в экспертизе научно-исследовательских проектов. Для достижения этой цели молодому исследователю необходима мощная поддержка со стороны научного сообщества. Обеспечить такую поддержку должен проектный поворот в аспирантуре НИУ ВШЭ.
Слова «проектная деятельность» для студентов Вышки знакомы и привычны. В условиях стремительно и непрерывно меняющегося мира меняется образовательная стратегия: если раньше было принято получать знания и умения, чтобы затем использовать их для решения задач, то теперь процесс решения исследовательской или практической задачи стимулирует приобретение новых компетенций.
Аспирантура Высшей школы экономики ориентирована на участие всех аспирантов в научно-исследовательских проектах вуза или совместных проектах с внешними партнерами. Для достижения высоких результатов в ограниченные сроки необходимо, чтобы научные интересы аспиранта находились в русле приоритетных направлений исследования подразделения. С одной стороны, это ограничивает творческую свободу абитуриента. Получается, что если его цели не совпадают с приоритетами вуза, то придется либо менять направление исследования, либо искать другие возможности развития научной карьеры, другое образовательное или научно-исследовательское учреждение. Но по сути проектный поворот – это не попытка ограничить будущего ученого определенными рамками, а стремление предоставить ему максимально комфортные условия и богатые ресурсы. Отношения аспиранта и вуза становятся партнерскими, и это взаимовыгодное сотрудничество.
Аспирант получает качественную научную экспертизу своей работы, включенность в актуальные задачи. Представляя результаты своего исследования, аспирант ВШЭ входит в научное сообщество. Участие в проекте – это и методологическая, и экспертная поддержка, это доступ к источникам и базам данных. Финансируемые формы проектной деятельности гарантируют и материальное вознаграждение. Проектная деятельность предполагает участие специалистов разного уровня, от студентов до профессоров. Это позволяет распределить задачи соответственно интересам и возможностям, развиваться и совершенствоваться под руководством более опытных коллег и привлекать к решению задач студентов бакалавриата и магистратуры. Молодой ученый, таким образом, застрахован от ситуации, когда он остается один на один со своим исследованием, когда его тема оказывается не востребована и не имеет продолжения.
В нижегородском кампусе НИУ ВШЭ реализуется более 20 проектов. Это международные лаборатории, научно-учебные группы, научно-исследовательские группы открытого типа, гранты РФФИ и РНФ, Центр языка и мозга. Часть руководителей, работающих с аспирантами, включены в проекты московского кампуса. Аспирант может войти в межкампусный проект вслед за своим руководителем, и таким образом расширить круг профессионального общения.
Какую же роль может выполнять аспирант в научно-исследовательском проекте? Возможностей много, они разнообразны и зависят как от уровня подготовки аспиранта, так и от его будущих интересов в карьере.
Он может быть принят в штат лаборатории на должность стажера-исследователя или младшего научного сотрудника. Аспирант может войти в научно-исследовательский проект как ассистент. Он может выступить в роли эксперта или аналитика, а также выполнять определенную часть проекта по договору. Оптимальный формат аспирант выбирает вместе со своим научным руководителем и руководителем проекта.
Важно отметить, что работа аспиранта в рамках проекта – это не дополнительная нагрузка. Напротив, эта работа должна быть тесно связана с темой его диссертации, и, в свою очередь, результаты, полученные аспирантом в ходе подготовки диссертации, должны органично вписываться в результаты исследовательского проекта. Чтобы обучение в аспирантуре было плодотворным и успешным, уже на этапе подачи документов стоит определиться, соответствует ли сфера научных интересов абитуриента аспирантуры направлениям исследований, реализуемых в Высшей школе экономики. Это поможет аспиранту быстрее и качественнее работать над решением задач, которые лягут в основу его диссертации, своевременно выйти на защиту, стать первоклассным специалистом, получить степень кандидата наук и широкие возможности для дальнейшего развития карьеры.