• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поиск новых смыслов и сценарное планирование: состоялся HR-завтрак на тему управления персоналом в период турбулентности

Когда компании находятся на пороге изменений, специалисты по управлению человеческими ресурсами должны помогать перестраивать модель бизнеса. К такому выводу пришли участники бизнес-завтрака, посвященному роли HR в компании в период турбулентности. Организаторами HR-завтрака выступили HR-Ассоциация ПФО и Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде.

Поиск новых смыслов и сценарное планирование: состоялся HR-завтрак на тему управления персоналом в период турбулентности

© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

«Сокращать горизонт планирования, допускать несколько сценариев развития событий, выпрямлять коммуникацию с сотрудниками» - эти рекомендации звучали чаще других среди спикеров и участников HR-завтрака независимо от сферы деятельности компании. Отдельные профессиональные отрасли, которых изменения рынка труда затронули в бОльшей степени, представила в своем докладе директор нижегородского филиала HeadHunter Ольга Брылева.

Спикер отметила общую динамику изменения hh.индекса – количество опубликованных резюме растет, количество вакансий снижается.

Среди сфер с наибольшим падением числа активных вакансий в период с 14 февраля по 7 марта Ольга Брылева отмечает страхование (-48%), автобизнес (-27%), управление персоналом (-22%), административный персонал (-20%), искусство, массмедиа (-19%).

Если говорить о профессиональной принадлежности, то в период с 14 февраля по 7 марта выросла конкуренция среди кандидатов на позицию юриста (hh.индекс 8,6 по сравнению с 6.0), в сфере страхования (4,4 к 2.0), на позициях административного персонала (5,6 по сравнению с 3,5), в области науки и образования (6,3 к 4,4). В Нижегородской области, если сравнивать период с 28 февраля по 13 марта к прошедшим двум неделям с 14 по 27 февраля, то мы увидим увеличение числа резюме на +8%, ключевой рост можно отметить в сфере маркетинга, рекламы, PR.

Ольга Брылева,
директор нижегородского филиала HeadHunter

До конца февраля рынок труда находился в состоянии общей нехватки персонала. С марта уровень конкуренции пополз вверх – соискателей, выходящих на рынок стало больше, число вакансий уменьшилось. По этим данным можно сказать, что в настоящий момент рынок труда, в общем и целом, относительно сбалансирован. Другой вопрос в том, как будут развиваться события дальше.

Вероятно, ближе к концу апреля мы увидим выход первых сокращаемых работников, которые, с одной стороны, почти мгновенно «растворятся» в работодательском спросе. С другой стороны, может начаться секторальный рост числа резюме и секторальное снижение количества вакансий. Таким образом, вполне вероятна разбалансировка рынка. Так, по одному ряду специальностей может быть нехватка кадров, а по другому – переизбыток.

Как действовать в ситуации неопределенности? Советуют психологи и действующие HR.

Любовь Максимова,
бизнес-тренер, игропрактик, фасилитатор, психолог- педагог, коуч

Есть мнение, что представление о сегодняшнем мире как о мире VUCA (volatile, uncertain, complex, ambiguous – нестабильный, неопределенный, сложный, неоднозначный) устарело. Футуролог Джамаис Кашио предлагает другую аббревиатуру для характеристики актуального состояния мира – BANI (brittle, аnxious, nonlinear, incomprehensible – хрупкий, тревожный, нелинейный, непонятный).

Brittle: Некоторые вещи могут внешне казаться очень надежными, но нет. Они не выходят из строя медленно и изящно, они ломаются в одночасье. Крупные производственные корпорации с вековой историей могут развалиться из-за «малозаметной трещины» в фундаменте.

Аnxious: Беспокойство и тревога становятся характерными симптомами ХXI века. При таком состоянии любой выбор кажется потенциально катастрофическим. Отсюда – пассивность, тормозящая принятие важных решений.

Nonlinear: Разъединение и диспропорция между причиной и следствием. Результаты предпринятых или не предпринятых действий оказываются в конечном итоге несбалансированными. Небольшие решения способны привести к огромным последствиям различной полярности, а огромные усилия – к ничтожным результатам. Существует большая разница между масштабом, в котором происходят вещи, и масштабом, в котором мы их воспринимаем.

Incomprehensible: Дополнительная информация больше не является гарантией лучшего понимания. Да, людям стало проще находить ответы на поставленные вопросы, но далеко не все они имеют смысл.

«Большее количество данных может быть контрпродуктивным, подавляя нашу способность понимать мир», – полагает Кашио.

Все системы меняются или должны будут измениться. Это требует от лидеров по-новому искать ответы на актуальные вопросы и реагировать на вызовы.

Что делать?

Футуролог предлагает двигаться одновременно в следующих направлениях:

  • усиливать свои сильные стороны;
  • быть более открытыми новому;
  • создавать вокруг себя «питающую среду», окружая себя интересными людьми и вдохновляющими увлечениями.

Тем самым мы поможем сформировать собственные ресурсы, адаптируясь к постоянным изменениям. 

Какие меры помощи сотрудникам и руководителям будут эффективны сейчас? Среди 67 действующих hr был проведен опрос, в котором можно было отметить 2 и более пунктов.

Результаты опроса:

68.7% - усиленное информирование по ситуации, планам предприятия;

53,7% - дополнительная денежная мотивация (премии, индексация, выплаты, компенсации);

52,2% - неформальные поддерживающие мероприятия (для усиления неформального общения и поддержки;

41,8% - главное - не нагнетать, а работать как раньше;

40,3% - психологическая поддержка сотрудников индивидуальными консультациями;

13,4% - дополнительное обучение;

1,5% - другое.

Как видно из результатов опроса, прямая коммуникация с сотрудниками и неформальные поддерживающие мероприятия наравне с денежной компенсацией отвечают основным ожиданиям сотрудников. Эти же элементы, по мнению доцента кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Елены Васильевой, являются ресурсами для психологического благополучия.  

«Положительные эмоции, вовлеченность в приятную деятельность, дружеские взаимоотношения, смысл (переосмысление целей жизни) – все это соответствует модели психологического благополучия PERMA от Мартина Селигмана», - цитирует американского психолога Елена Васильева.

С помощью данной модели мы можем увидеть, какие факторы делают любого человека, независимо от пола, местоположения и рода занятости, здоровым, счастливым и удовлетворенным жизнью.

В качестве базовых составляющих психологического благополучия человека Мартин Селигман выделяет:

·        Positive Emotion – положительные эмоции;

·        Engagement – вовлеченность;

·        Relationships – взаимоотношения;

·        Meaning – смысл;

·        Accomplishments – достижения.

Васильева Елена Николаевна

Елена Васильева,
доцент кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Психологическое благополучие связано с такими личными особенностями, как уверенность в себе, адекватная самооценка, позитивный взгляд на жизнь, доброжелательность, общительность, эмоциональная стабильность.

На переосмыслении целей и пересборке моделей, поиске ресурсов и новых инструментах устойчивости для компаний подробно остановился профессор кафедры общего и стратегического менеджмента Михаил Плотников.

Ни создать, ни угадать единый сценарий для развития компании сегодня не получится – в этом принципиальное отличие BANI  от VUCA-мира.

Новая модель устойчивости связана с готовностью компаний к разному развитию событий. Это означает, что между компаниями сплетена устойчивая сеть взаимоотношений, в которой при наступлении разных сценариев можно задействовать разные цепочки и создавать локальную временную устойчивость.

Плотников Михаил Вячеславович

Михаил Плотников,
профессор кафедры общего и стратегического менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Не надо думать, как найти самый лучший путь, нужно быть готовым к разным вариантам возможностей.

Ключевой концепцией становится не стратегическое планирование, не проектное управление, а сценарное планирование. Те, кто управляет человеческими ресурсами, должны помогать перестраивать модель бизнеса.