• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Школы при университетах»: единая образовательная среда с горизонтом развития

Круглый стол «Школы при университетах», посвященный возможности прозрачного перехода старшеклассника в университет, стал одной из экспертных площадок Любимовских чтений, организованных в НИУ ВШЭ - Нижний Новгород в рамках XXIII Ясинской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. Служба портала знакомит с основными вопросами и позициями экспертов.

«Школы при университетах»: единая образовательная среда с горизонтом развития

Организатором круглого стола выступил Лицей НИУ ВШЭ, ведущий обсуждения — директор Лицея Дмитрий Фишбейн.

 1. Является ли университет заказчиком по отношению к предуниверсарию? Какие основные задачи университета не могут быть решены при обычном взаимодействии университета с партнёрскими школами?


Андрей Лученков, руководитель Департамента довузовской подготовки и нового набора СФУ, г. Красноярск:
Действительно, ученики физмат-школы не являются единственными школьниками, которые обеспечены предуниверситетской подготовкой, а предуниверсарий не может покрыть всех потребностей университета в работе со школами. Однако он может выступить площадкой, где многие новые практики по работе со старшеклассниками могут быть опробованы, а затем распространены в другие школы.
Не секрет, что у вузовских преподавателей зачастую бывают завышенные ожидания от знаний и умений абитуриентов. Хотя, казалось бы, они сдали государственные экзамены, а значит, свой уровень подтверждают. Поэтому, конечно же, хорошо, когда образовательные результаты выпускников обсуждаются в диалоге между школой и университетом, а их достижение становится предметом сотрудничества.

Максим Рябцев, академический директор СУНЦ УрФУ, г. Екатеринбург:
На этапе создания СУНЦ УрФУ (осн. в 1990 году) был сформулирован образ абитуриента, который, скорее всего, сегодня нуждается в обновлении.
В настоящий момент есть заказ на количество выпускников СУНЦ, которое должно поступать в Уральский федеральный университет. Выполнение этого заказа постоянно находится в противоречии с известной в образовательных кругах пословицей «Чем лучше учим — тем дальше едут». В этой связи основной акцент в СУНЦ сегодня делается не только на подготовке к ЕГЭ, но на проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ, г. Москва:
Школа не может обеспечить реальный образовательный запрос мотивированного старшеклассника без университета. Поэтому, скорее всего, школа больший интересант на сотрудничество с университетом, чем наоборот.

Галина Володина, директор филиала НИУ ВШЭ в Перми:
Заказчики на школу в составе университета в Перми разные — это и семьи, это и сам университет. Многолетний опыт сотрудничества со внешними школами у нас уже есть, и сейчас мы хотели бы открыть свою собственную школу, которая будет вовлекать старшеклассника в жизнь университета, давать ему возможность находиться одной образовательной среде со студентами, предлагать дополнительные ресурсы для образования.


2. Какова необходимая и достаточная степень взаимопроникновения школьного и университетского миров? Должен ли быть намеренно выстроен переход (граница) из старшей школы в университет как в новую форму жизни или хорошо, когда старшеклассник уже отлично её представляет и попробовал предстоящие ему возможности?

Елена Енгуразова, директор физико-математической школы-интерната СФУ, г. Красноярск:
Школа в составе университета, действительно, даёт ряд бонусов: возможность работать с преподавателями вузов, пробовать эти новые отношения и новые требования, в т.ч. требования как к исследователю, чего не было в предыдущем опыте большинства учащихся. Всё это работает на их самоопределение. Культура университетской жизни тоже становится ближе, позволяет затем легче адаптироваться. При этом, говоря о переходе, не нужно «стелить соломку» и «переносить на руках через лужу», нужно обеспечить учащегося инструментами, которые позволят ему осуществить такой переход самостоятельно.

Рустам Байбурин, заместитель директора по развитию в Лицее НИУ ВШЭ, г. Москва:
Действительно, плюс объединения ступеней старшей школы и раннего студенчества в том, что самоопределение лицеистов базируется на значительно более реальной картине устройства университета: когда видишь вуз не только через красивый сайт или презентацию на дне открытых дверей, — это позволяет осознаннее выбирать. Минус же в том, что выпускники Лицея на 1 курсе ВШЭ уже мало чему удивляются; то есть монотонность образования, с которой призвано бороться ступенное деление, не уходит.
С одной стороны, это вызов для самого университета, который ожидал получить более подготовленных к студенческой жизни абитуриентов, но пока не скорректировал работу с ними на первых курсах. С другой стороны, и Лицей, давая старшеклассникам почувствовать себя «почти студентами», должен сохранять у них перспективу развития. «— Молодец, ты отлично выполнил свою исследовательскую работу в 11 классе! Теперь посмотри какие выдающиеся работы бывают у студентов третьего курса, и, если тебе интересно, то познакомься с авторами на конференции». «— Ты сделал имеющий важное значение волонтёрский проект в Лицее, это здорово! Теперь посмотри, как аналогичные, но более масштабные проекты делают студенческие организации; если будет время, попробуй вступить и поучиться этому». И так далее, чтобы горизонт развития сохранялся.

Максим Рябцев, академический директор СУНЦ УрФУ, г. Екатеринбург:
Подтверждаем наличие этой проблемы, вплоть до того, что наши выпускники могут отчисляться с первого курса: кто уходит сам из-за отсутствия интереса — меняет вуз, а кого-то из сильных выпускников отсутствие интереса на старте обучения в бакалавриате уводит в другие области жизни, в итоге они отчисляются по инициативе университета. Возможный ход в преодоление проблемы — перезачёт некоторых курсов в университете, если они были освоены в СУНЦ. К тому же этот шаг потребует большего взаимного интереса двух ступеней к содержанию образования в плоскости взаимного зачёта.

Андрей Лученков, руководитель Департамента довузовской подготовки и нового набора СФУ, г. Красноярск:
Позволю себе не согласиться с коллегами в части важности перезачёта некоторых предметов в вузе. Мне кажется, что предуниверсарий должен здесь намеренно себя ограничивать от того, чтобы втянуть в старшую школу вместе с вузовскими преподавателями предметное содержание университета. В этом нет никакого смысла и нет задачи этого возраста. Важнее обсуждать готовность к университету.

Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ, г. Москва:
Небезызвестный Борис Иосифович Хасан говорил нам, что школьники воспринимают предуниверсарий как вокзал на пути в университет. То есть, поступают они в предуниверсарий, но «едут» в вуз. И в этой связи запрос ребёнка и семьи по отношению к такой школе значительно более широкий: они, действительно, хотят не только стандартных высоких результатов экзаменов, но ещё и попробовать себя в этом вузе, лучше понять, тот ли «пункт назначения» они выбрали. Встречный интерес университета аналогичен — вуз тоже хочет, чтобы студент не перевыбирал программу бакалавриата после первого или второго курса, а спокойно прошёл четырёхлетнее обучение, поступив уже в достаточной мере самоопределившимся. Поэтому, так или иначе, граница между ступенями должна становиться более прозрачной.
При этом соглашусь, что хорошо подготовленные выпускники Лицея могут давать университету такую обратную связь, которая говорит и проблемах в том числе, если программы бакалавриата не адаптируются к появлению нового типа студентов. Нам кажется, что это хороший повод для развития сотрудничества между ступенями.

3. Являются ли школы при университетах элементом неравенства в образовании, создавая эксклюзивные возможности для небольшой группы будущих абитуриентов? Что является основанием для отбора в такую группу? Действительно ли университету нужно работать с одной школой, а не со многими?

Елена Енгуразова, директор физико-математической школы-интерната СФУ, г. Красноярск:
Физмат школа СФУ — довольно новый бренд и поэтому пока не сверхэксклюзивный. Сибирский федеральный университет ориентирован на огромный по площади Красноярский край, и наличие интерната даёт детям из дальних регионов больше возможностей, чем предуниверсарии без интерната или локализованные в городе-регионе (Москва, Санкт-Петербург). Региональных учащихся у нас 2/3 от общего количества, за счёт этого можно говорить о сглаживании неравенства, создаваемого отбором. Обратной стороной медали является неоднородность уровня учащихся и необходимость соответствующей подстройки образовательной программы.

Максим Рябцев, академический директор СУНЦ УрФУ, г. Екатеринбург:
Правила приёма в СУНЦ меняются каждый год, подстраиваясь под ситуацию. Например, в этом году мы отошли от правила поступления без вступительных испытаний победителей региональных олимпиад, поскольку получаем значимое различие в уровне подготовки по некоторым ключевым предметам, например, по математике. Теперь победа в олимпиаде позволяет зачесть только одно из вступительных испытаний, а второй экзамен всё равно придётся сдавать. Этого требует уровень программы обучения.

Рустам Байбурин, заместитель директора по развитию в Лицее НИУ ВШЭ, г. Москва:
Эксклюзивом предуниверсария является та часть, которая соединяет школу и университет. При этом мы точно можем сказать, что в Лицее есть очень много того, что определяет его образовательную модель, но никак с вузом не связано. А это значит, что и другие образовательные организации, имеющие интерес к созданию старшей школы нового типа, могут брать модель Лицея за основу. Более того, мы этому всячески способствуем: открыли на нашем сайте раздел «Лицей — школам», проводим обучающие курсы и стажировки для школ, заинтересованных брать опыт Лицея в свой арсенал, открываем наши предметные и метапредметные онлайн-курсы, готовим к выпуску полноценный материал о модели Лицея. Уверены, что наши образовательные технологии хорошо тиражируемы, а значит большее количество детей может получить возможность ими пользоваться.
В завершение обсуждения Андрей Лученков отметил, что у школ, представленных за круглым столом, много разного, но для создания сообщества предуниверсариев нужно искать то, что является для них общим. Вполне может быть, что это одна из тем Любимовских чтений на следующей XXIV Апрельской конференции.