«Структура коммуникаций становится более свободной от границ и условий»: итоги бизнес-завтрака с участием HR -специалистов
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород состоялся деловой завтрак, посвященный внутрикорпоративным коммуникациям. Более 50 HR-специалистов ведущих российских и международных компаний приняли участие в обсуждении новых каналов и форматов, новых принципов взаимодействия с учетом релокации и удаленной работы команд. Организаторами HR-завтрака выступили HR-Ассоциация ПФО и Высшая школа экономики в Нижнем Новгороде.
Деловую программу открыла директор hh.ru в Нижнем Новгороде Ольга Брылева с аналитикой изменений на рынке труда.
Число активных резюме последние 5 недель остается примерно на одном уровне, при этом за неделю с 4 по 10 апреля наиболее заметно увеличилось число активных резюме в сфере информационных технологий. По сравнению с неделей 14 – 20 февраля число активных резюме уменьшилось в 5 сферах: домашний персонал, банки, добыча сырья, госслужба и консультирование.
Наибольшее отклонение по числу активных вакансий по сравнению с неделей 28 марта – 3 апреля наблюдается в страховании (+42%), в сфере госслужбы, НКО (-73%).
Кризисной ситуации на рынке труда нет, вакансии и резюме находятся в рамках разумного. С точки зрения общих цифр это баланс, - резюмировала Ольга Брылева.
Чтобы информационные потоки внутри компании были свободными и эффективными, инструменты общения должны быть понятными и удобными для каждого сотрудника, убеждены участники встречи.
Марина Сахарова, заместитель HR-директора IT-компании Lad, представила систему внутрикорпоративных коммуникаций как гибкую сеть каналов со своим назначением и особенным форматом подачи.
Среди традиционных каналов взаимодействия в Lad существует электронная почта, общефирменные собрания с ответами на «горящие вопросы», ежемесячные конф-коллы с руководителями подразделений, а также еженедельные встречи с сотрудниками в формате «утреннего кофе». Для регулярного общения создан телеграм-канал, в который может добавить новость каждый сотрудник компании.
Регулярно HR-департамент проводит «замеры настроения» с помощью пульс-опросов. Эти и другие способы взаимодействия с сотрудниками компания Lad предполагает внедрять и по отношению к релоцирующимся подразделениям.
Ксения Степанова, руководитель направления корпоративной культуры и внутренних коммуникаций в hh.ru, в свою очередь представила в презентации системный взгляд на внутрикорпоративную культуру и новые сервисы, ставшие ее неотъемлемой частью:
Ускоренный переход на дистанционный гибкий график работы в результате пандемии и решение остаться на гибриде в ближайшие годы во многом определило новый формат внутрикорпоративных коммуникаций, блоки развития и изменений.
Параллельно с еженедельными рассылками и иными информационными материалами, демонстрирующими культуру открытости компании, hh.ru сфокусировал свое внимание на материальном обеспечении сотрудников и создании психологического комфорта.
Так, в компании был пересмотрен ФОТ и все виды материального вознаграждения, включая софинансирование жилья, обучения детей или оплату релокации, если это необходимо.
В декабре 2021 года hh.ru запустил новую платформу kakdela для обратной связи сотрудников своих клиентов, которая в первую очередь была опробована внутри самой компании. kakdela решает для компаний вопросы автоматизации опросов настроений сотрудников, помогает получать непрерывную обратную связь, содержит аналитику, дашборды сотрудничества и многое другое.
«Благодаря нашей собственной разработке — системе обратной связи ORG1 — каждый сотрудник может в любой момент дать обратную связь коллеге, чтобы лишний раз сказать “спасибо” или наоборот, указать на слабые стороны, которые необходимо подтянуть. Эта система позволяет менять компанию, улучшать процессы и чувствовать состояние и настроение каждого человека в команде, даже если он работает удаленно», - подчеркнула Ксения Степанова.
«Постоянный обмен информацией в современном обществе меняет саму структуру коммуникации, которая становится более гибкой и свободной от границ и условий», – Тимур Хусяинов, старший преподаватель департамента социальных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, предложил взглянуть на внутрикорпоративное общение с точки зрения понятий «рациональной коммуникации» и «коммуникативной рациональности».
Современный рынок труда характеризуется высоким уровнем децентрализации и достаточной долей анонимности. Единственное, что связывает акторов между собой, – коммуникация. При этом обмен смыслами происходит в ограниченном коммуникативном пространстве. Подобная ограниченность позволяет акторам в каждой новой ситуации конструировать новую коммуникацию с новой самопрезентацией и фактически не подтверждая образ реальными данными. С другой стороны, рациональная коммуникация – это та, которая позволяет достичь целей, ценных для всех её участников, и взаимной экономической выгоды, - подчеркивает Тимур Хусяинов.
Система внутренних коммуникаций тесно связана с формированием корпоративной культуры, внутренним PR компании, а также имеет прямое отношение к мотивации персонала. Участники HR- завтрака отметили, насколько полезными оказались затронутые темы, и как с помощью обмена мнениями и опытом им «удается формировать собственные идеи, способствующие большей вовлеченности и лояльности персонала».