• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Экономика образования: междисциплинарные аспекты»

Современная экономическая теория основана на экономике знаний и на человеческом капитале, что делает изучение вопросов экономики образования крайне актуальным

26 сентября в рамках программы Кадрового резерва в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород при поддержке факультета экономики прошел междисциплинарный научный семинар «Экономика образования: междисциплинарные аспекты».

Экономика образования является достаточно новым и по-настоящему междисциплинарным научным направлением, она находится на стыке экономики, менеджмента, психологии, социологии и педагогики. Современная экономическая теория основана на экономике знаний и на человеческом капитале, что делает изучение вопросов экономики образования крайне актуальным.

Организаторы семинара поставили перед собой цель не только объединить исследователей экономики образования из разных научных областей, но и привлечь к изучению этого перспективного научного направления новых преподавателей, молодых исследователей и студентов. В семинаре приняли участие экономисты, психологи, социологи московского и нижегородского кампусов Вышки, которые представили свои последние исследования в области экономики образования.

В докладе «Институты и распределение талантов» доцент Кафедры институциональной экономики НИУ ВШЭ Тимур Натхов рассказал о том, как качество государственных институтов влияет на выбор специальности абитуриентами. Исследование Тимура и его коллег уделяет особое внимание фактору спроса на высшее образование в нашей стране.

Стажер-исследователь Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ Диляра Валеева в своем выступлении «Социальные связи студентов в университете» продемонстрировала процесс формирования социальных взаимосвязей студентов и факторы, которые на этот процесс влияют.

В докладе научного сотрудника той же лаборатории Екатерины Орел «Психологические предикторы академической успеваемости» анализировались различные психологические переменные, связанным с академическими достижениями студентов вузов, особое внимание было уделено некогнитивным факторам.

Преподаватель Кафедры математической экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Вера Силаева представила результаты своего исследования в докладе, посвященном оценке образовательных программ по результатам ЕГЭ абитуриентов. Большое внимание в презентации было уделено способам формирования спроса на различные образовательные программы НИУ ВШЭ со стороны абитуриентов.

В презентации доцента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Александра Поршнева «Новая образовательная культура: проблемы становления» были проанализированы характерные черты российских и немецких студентов, связанные с культурными особенностями их стран.

После выступлений участников состоялась интересная дискуссия не только по темам докладов, но и по другим вопросам экономики образования, в частности, о внедрении LMS и других современных технологий в преподавательскую культуру Вышки.

По мнению участников, семинар получился очень интересным и насыщенным, он вызвал большой интерес, как со стороны студентов, так и со стороны преподавателей. Удалось достичь главных целей: подчеркнуть фактор междисциплинарности, укрепить связи между исследователями из разных кампусов Вышки, привлечь внимание студентов к такому современному направлению экономической науки, как экономика образования.

Фото и видео материалы с семинара, а также презентации докладов можно найти на сайте семинара.

Впечатления участников:

Штефан Мария Александровна, декан факультета экономики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«На мой взгляд, именно междисциплинарные семинары позволяют объединить усилия специалистов в различных сферах при решении различных комплексных проблем, в рамках таких встреч появляются новые идеи и мысли. Очень приятно, что Нижний Новгород стал площадкой, на которой собрались молодые ученые в области экономики образования».

Пешехонова Елена Александровна, преподаватель кафедры организационной психологии НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«Встреча прошла в позитивной и дружественной обстановке, что позволило расширить представления друг о друге как в профессиональном, так и в личностном плане. Планирую использовать результаты некоторых исследований в своих курсах учебных дисциплин и поддерживать "завязавшиеся" контакты с коллегами. Выражаю благодарность организаторам и участникам семинара».

Поршнев Александр Валерьевич, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«Междисциплинарный семинар - это отличная возможность для личной встречи с коллегами, которую не может заменить общение он-лайн. В ходе семинара поднимались темы изучения выбора студентами специальности, образовательной сети, влияние индивидуальных различий на успешность обучения студентов; было интересно обсудить проведение моделирующих игр для проверки макроэкономических гипотез. Общение в ходе семинара позволило не только обменяться мнениями, но и обсудить пути дальнейшего сотрудничества».

Екатерина Орел, старший преподаватель кафедры организационной психологии, научный сотрудник международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ, НИУ ВШЭ Москва

«Семинар «Экономика образования» в Нижегородском кампусе Вышки получился по-настоящему междисциплинарным. Очень понравился тот факт, что все докладчики старались быть понятыми аудиторией, собравшей представителей разных наук, были открыты к вопросам и мнениям. Семинар был распланирован так, что всем хватило времени не только выступить, но и обсудить работу каждого, предложить новые идеи».

Олег Викторович Польдин, заведующий кафедрой экономической теории и эконометрики, НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

«Помимо интересных тем и увлекательных выступлений хочу отметить уникальную атмосферу мероприятия. Именно формат семинара дает возможность непосредственного общения с исследователем – можно сразу задать вопрос и получить ответ, узнать о планах дальнейшей работы выступающего – в отличие от чтения многостраничных статей, где результаты освещены более подробно. Спасибо участникам семинара, организаторам и всем тем, кто принимал решение о поддержке его проведения».

Натхов Тимур, доцент кафедры институциональной экономики, научный сотрудник НУЛ прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ ВШЭ Москва

«Всегда приятно познакомиться с коллегами, которые интересуются сходными темам и занимаются исследованиями по смежным направлениям. Семинар по экономике образования в Нижнем Новгороде был для меня именно таким событием: новые знакомства, интересные выступления, полезные для будущих исследований обсуждения. Один из докладов был посвящен важности социальных связей (сетей) для академической успеваемости студентов. Я думаю, что аналогичный вывод можно сделать и на примере преподавателей. Профессиональные сети, связи и обсуждения - важнейший элемент академических исследований. В этом смысле семинар, позволивший наладить новые связи между исследователями из разных филиалов Высшей школы экономики, стал несомненной удачей».