• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для победы в олимпиаде по обществознанию нужно решить морально-этическую дилемму»

Можно ли пожертвовать жизнью одного человека ради спасения пятерых? А если для этого нужно толкнуть человека под идущий поезд? Допустимо ли украсть лекарство, способное спасти смертельно больную жену? А если муж ее давно не любит? На образовательных сборах по обществознанию на базе лицея-интерната «Центр одаренных детей» заместитель начальника отдела образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анатолий Солодкин провел мастер-класс на тему «Морально-этические дилеммы и способы их решения».

мастер-класс по теме «Морально-этические дилеммы и способы их решения»

мастер-класс по теме «Морально-этические дилеммы и способы их решения»
© Пресс-служба НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

«Если вам кажется, что сценарии эти придуманы, то вам не кажется, – комментирует Анатолий Сергеевич. – В сфере автономного транспорта подобные примеры дилемм – вполне актуальная реальность, поскольку автопилоту в автомобиле придется принимать именно такие решения – защитить водителя или спасти внезапно выбежавшего на дорогу ребенка; пожертвовать ли им, чтобы спасти нескольких прохожих, и тогда сколько должно быть этих прохожих для возможности подобной жертвы».

Многие из этих кейсов достаточно известны и встречаются на олимпиадных заданиях различного уровня, включая Всероссийскую олимпиаду школьников, олимпиаду «Высшая проба» (НИУ ВШЭ).

Солодкин Анатолий Сергеевич

Анатолий Солодкин,
заместитель начальника отдела развития образования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Очевидно, что все дилеммы не имеют однозначного ответа и решения, и часто носят острый злободневный социальный характер. В зависимости от морально-этической концепции, которой они придерживаются, участники сборов должны были предложить варианты решения и внятно аргументировать свою позицию. Такого рода задания помогают развивать в учащихся ораторское искусство, умение аргументировать, критиковать чужую позицию, находить контраргументы, рассматривать социальные процессы с различных точек зрения. Временами для победы в олимпиаде по обществознанию, получается, нужно решить морально-этическую дилемму.

На мой взгляд, такие олимпиадные сборы замечательно стимулируют учащихся к новой познавательной деятельности, к углублению своих знаний в той или ной области науки, помогают налаживать контакты в олимпиадном сообществе, и в целом прекрасно помогают будущим абитуриентам сориентироваться в своих интересах и образовательных приоритетах.