• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Свердловске живущий, но русскоязычный поэт: прочтение Бориса Рыжего

В нижегородской Вышке состоялось представление театральной филологической мастерской под руководством профессора Леонида Большухина «Б.Б.Р. Последний и первый. Сентиментальное путешествие на Вторчермет по стихам Бориса Рыжего».

Сцена из представление театральной филологической мастерской

Сцена из представление театральной филологической мастерской
© фото пресс-службы НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Большухин Леонид Юрьевич

Леонид Юрьевич Большухин,
руководитель театральной филологической мастерской, академический руководитель магистерской программы «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий»

Наша мастерская не театр, происходящее действие не спектакль, а участники не актеры. Мы филологи и главный объект нашего интереса — слово. Работа театральной филологической мастерской — это история про поиск нестандартных подходов к работе с текстом. Этот принцип взаимодействия с художественным текстом мы хотим сохранить и в магистратуре «Современные филологические практики: поэтика, интерпретация, комментарий», которая откроется на нашем факультете в сентябре 2023 года.

Сцена из представления театральной филологической мастерской
фото пресс-службы НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Вера Сафонова, студентка 1 курса, участница постановки:

— Для меня была одна незадача - работать с текстами незнакомого мне поэта. Конечно, я знала песню группы «Молчат дома», но на этом мое знакомство с Борисом Рыжим, собственно, и закончилось. Но участвуя в постановке, я всё больше и больше начала им увлекаться, погружаться в его творчество. В итоге, я погрузилась настолько, что доклад на выездной семинар мы с коллегой тоже писали по Рыжему. Написание доклада, ещё более глубокое погружение в творчества Бориса Рыжего, его анализ помогли мне проникнуться, понять одно из стихотворений в постановке, которое было отведено мне. И мне кажется, что эта взаимосвязь — великолепна. Понимание текста, исследование его через прочтение, нет, проживание — то, ради чего театральная филологическая мастерская есть.

Михаил Кудряшов, студент 1 курса, участник постановки:

— Когда я пришёл в ТФМ, то она сразу стала для меня неотъемлемой частью моей филологической жизни. Это не просто чтение текстов со сцены, это совершенно другой уровень работы с этими текстами, их личностное понимание, вживание в их смысл. Это невероятное ощущение, когда ты видишь, как из множества идей и концепций, которые мы придумывали на репетициях, вырастает целая постановка. И когда мы выступали, то показалось, что полтора часа (за которыми на самом деле стоят недели долгого труда) пролетели очень быстро. Наверное, это потому, что в какой-то момент все действия на сцене стали для меня настолько естественными, что всё волнение ушло, и захотелось просто получить удовольствие от мира поэзии Бориса Рыжего, в который мы погрузились сами и, надеюсь, погрузили зрителей. Думаю, у нас это получилось!

Любовь Барышникова, студентка 1 курса, участница постановки:

Наше путешествие на Вторчермет длилось около полугода (а в целом этот путь занял несколько лет), и всё это время мы, в первую очередь, пытались погрузиться в "рыжую" атмосферу, в эту эпоху; даже была совершена поездка в Дзержинск, чтобы поближе рассмотреть промышленный город, подобный тому, в котором существовал и писал Борис Рыжий. Нам было важно именно прожить тексты этого поэта, попытаться понять его. Этот путь был длинный, временами не самый легкий, но у нас образовался замечательный коллектив, который, в том числе, мотивировал продолжать, несмотря на трудности. Спасибо большое, дорогие и любимые коллеги! Без вас ничего бы не вышло! Нам эта постановка дала многое: от замечательных людей до крепкой любви к творчеству Бориса Рыжего.

Зусман Валерий Григорьевич

Валерий Григорьевич Зусман, 
научный руководитель филиала НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Спасибо за спектакль, очень искренний и сильный. О Борисе Рыжем я раньше знал, читал его и ценил. Более всего поражает в его текстах смысловой диапазон в духе Бродского: через резкое сниженное слово к философской глубине. Атмосферу изображаемой эпохи знаю по собственному опыту. Сильное впечатление на меня произвёл Свердловский колорит, промзона как место рождения настоящей поэзии.

Сцена из представления театральной филологической мастерской
фото пресс-службы НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Екатерина Солдабокова, студентка 2 курса, участница постановки:

— Мне очень нравится позиция, что наше представление показывается лишь один раз. Из положительных моментов могу выделить непосредственное участие в создании сценария. Берётся не готовый сценарий из интернета, а пишется общими силами, и каждый участник может высказать свою идею, которая может войти в итоговый вариант. Создаётся особая атмосфера вовлеченности в процесс работы.

Полина Борисова, студентка 4 курса, участница прежних постановок ТФМ:

— Борис Рыжий — загадка своего времени. Спектакль ТФМ представил свой «ключ» к пониманию поэта. Хочется поблагодарить актёров за неожиданное воплощение образов «бандитов и поэтов», а Леонида Юрьевича за создание такого плотного театрального текста, который действительно погружает в контекст творчества Рыжего.

Цветкова Марина Владимировна

Марина Владимировна Цветкова 
декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

На меня особенно сильное впечатление произвела видеозапись, с которой начинался спектакль. Она сразу идеально задала атмосферу. Здесь было отточено всё: и выбранные для съемки локации, и голос за кадром, рассыпающийся временами эхом… Стихотворение, которое сразу после постановки нашла в интернете, чтобы перечитать, «Не жалей о прошлом, будь, что было». Во-первых, подкупило остроумное разрушение фразеологизма в самой первой строке – я это умение очень в людях (не только в поэтах) ценю. Во-вторых, этот текст вернул меня в годы студенчества своей точностью эмоции, бытовой детали.

Сцена из представления театральной филологической мастерской
фото пресс-службы НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Владимир Афанасьев, выпускник 2019 года, преподаватель НИУ ВШЭ - Нижний Новгород и участник прежних постановок:

— Как и всегда в прочтении нашей Мастерской, прозвучавшие (не просто прозвучавшие — прожитые) на сцене тексты — стихи Бориса Рыжего, в которых слились «три составляющих жизни: поэзия, смерть и звезда», — обрели дух и плоть и заиграли многими, подчас неожиданными красками. Отдельное впечатение произвёл объём музыкальных вставок – вернее, не просто вставок, ведь весь спектакль проникнут музыкой, рождающейся порой из самых неожиданных мест — скажем, из горлышка бутылки (и это просто гениальное решение!).

Екатерина Александрова, студентка 2 курса, участница постановки:

— Последние несколько лет я живу с огромной любовью к Рыжему и его поэзии, а в этом году мне выпал шанс поделиться этим с другими людьми, передавая всё так, как я чувствую. Те полгода, что мы создавали спектакль, были очень насыщенными в плане событий, эмоций, песен, количества часов, прожитых в вышке (особенно в последние недели, когда мы уходили лишь потому, что корпус закрывался, и порой репетировали на улице), звона бутылок и прочих прелестей жизни. Насчёт самого выступления — нет предела совершенству. А люди, с которыми мы создавали постановку, и есть совершенство. Творцу всегда кажется, что можно было сделать чище, лучше, быстрее или медленнее, выразительней, но об этом знает только он сам, поэтому мы оставляем за собой право хранить эти тайны. «...но всегда не хватало строки или рифмы — для счастья», как писал сам Борис Рыжий. Именно поэтому мы пытались быть живыми и настоящими, счастливыми и трагическими, маленькими (или не очень) Рыжими, оставаясь при этом филологами первого и второго курсов, которые получают удовольствие от происходящего действа. Каждый внёс свой вклад в эту маленькую жизнь, представленную публике. Каждый из нас учился понимать и Рыжего, и друг друга, и в конечном итоге мы нашли эту гармонию. теперь у всех нас внутри живёт и разрастается эта любовь, сам Борис Рыжий, и мне очень хочется верить, что у кого-то из зрителей она тоже смогла зародиться.

P.S. «поэзия Рыжего — это стоять простуженным на сквозняке, не сопротивляться ни сквозняку, ни простуде и при этом любить жизнь и смерть с одинаковой степенью отчуждённости». А ещё любить всех. Без дураков.

 

Авторы статьи Полина Табакова и Лилия Пахомова.