• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

О социальной ответственности малого бизнеса и предпринимателях нового поколения

Академический руководитель образовательной программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» Любовь Данилова защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук на тему «Социальная ответственность предпринимателей малого бизнеса в современной России (на примере Нижегородского региона)». Служба портала побеседовала с экспертом о социальной ответственности малого бизнеса и предпринимателях нового поколения.

О социальной ответственности малого бизнеса и предпринимателях нового поколения

© фото из личного архива Даниловой Л.С.

Любовь Сергеевна, существует обывательское мнение, что социальные инвестиции для малого бизнеса достаточно редкое явление. Насколько масштаб бизнеса влияет на его социальную ответственность?

В моей диссертационной работе стояла задача показать, что социальная ответственность не только существует в малом бизнесе, но и принимает различные формы. Ключевые решения по социальной ответственности принимает, как правило, собственник бизнеса. Для предпринимателей социальная ответственность редко связана с экономическими эффектами, гораздо чаще это своего рода «личный порыв».

Результатом диссертационной работы стало выявление типологии предпринимателей в зависимости от их отношения к социальной ответственности. Также была охарактеризована социальная ответственность малого бизнеса в России в целом.

 

Какие типы предпринимателей удалось выявить в результате исследования?

Мне удалось выделить 4 типа предпринимателей:

  1. «Предприниматели-прагматики»;
  2. «Рациональные предприниматели»;
  3. «Предприниматели, поддерживающие социальное окружение»;
  4. «Предприниматели–социальные благотворители».

Наибольшее количество предпринимателей в Нижегородском регионе (более 30 %) входят в группу «рациональных». Они руководствуются, в первую очередь, экономической логикой. Самый верный способ их мотивации будет заключаться в стимулировании социально ответственного поведения, предложении им выгод и преференций за реализацию социальных проектов.

«Прагматики», «Предприниматели, поддерживающие социальное окружение» и «Социальные благотворители» - эти три типа собственников бизнеса представлены примерно в одинаковом процентном соотношении (около 23%).

И если «Предприниматели-прагматики» практически никакие формы социальной ответственности не принимают, то предприниматели других типов готовы брать ответственность вместе с государством за развитие, например, местного сообщества, за социальную помощь детским домам.

 

Каким образом государство может влиять на рост социальной ответственности малого бизнеса?

Основной инструмент работы государства с предпринимателями - это создание комфортной среды для развития социальных проектов в малом бизнесе - снижение налогов, упрощенный доступ к кредитам, предоставление образовательных услуг.

Социальная ответственность малого бизнеса в России неоднородна. И виды помощи предпринимателям должны быть разными, адресными.

 

Как лично Вы можете использовать результаты Вашей исследовательской работы?

Результаты этой работы будут использованы мной в проектировании курсов по менеджменту. Буду работать с обывательскими мифами, в том числе об отсутствии социальной ответственности в малом бизнесе.

 

С какими сложностями Вы столкнулись в процессе работы?

Наибольшие затруднения вызвал поиск респондентов для исследования. Чтобы выборка была репрезентативной, нужно было опросить предпринимателей из разных районов Нижегородской области.

Основной эмпирический этап исследования пришелся на период пандемии, и предпринимательские настроения были не самыми радужными. Тем не менее, мы смогли встретиться с предпринимателями, задать вопросы о работе малого бизнеса в тот непростой период. В итоге типология сформировалась.

Большую помощь мне оказали коллеги с кафедры общего и стратегического менеджмента. Я очень благодарна за содействие научному руководителю - доктору социологических наук, профессору Дмитрию Анатольевичу Шпилеву.

 

Расскажите о своих исследовательских интересах и планах.

Мои исследовательские интересы остаются в социологическом и управленческом поле. Тема социальной ответственности, в которую я глубоко погружена, тесно связана с темой устойчивого развития бизнеса, одного из популярных и очень важных направлений.

В перспективе я вижу проведение исследований, касающихся управления социальной ответственностью малого бизнеса. В современных реалиях, когда компании вынуждены уходить с рынка по разным соображениям, понятие «социальной ответственности» трансформируется.

Сейчас я вижу, что о социальной ответственности говорят не только представители бизнеса. Современное поколение сотрудников хочет работать в социально ответственных компаниях, следующих этическим стандартам. Поэтому о социальной ответственности мы говорим студентам уже на первом году обучения.

Целый курс новой программы бакалавриата «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» будет посвящен вопросам этики, социальной ответственности и устойчивого развития.

 

Какой вектор Вы готовы задать как преподаватель и как академический руководитель программы?

Задача сделать новую программу актуальной и интересной студентам – действительно амбициозная не только для преподавателей, но и для кампуса в целом. Программа будет реализовываться совместно с коллегами из Санкт-Петербурга и Перми.

На программе мы понимаем, что готовим сотрудников компаний и предпринимателей нового поколения. Мы видим и на примере наших студентов, что все большее количество ребят, начинающих карьеру или открывающих собственный бизнес, готовы реализовывать социальные проекты и делать добрые дела для общества.

Содержание программы «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике» объединяет опыт и образовательные стратегии двух факультетов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и кампусов в Санкт-Петербурге и Перми.

Благодаря модели «2+2» у абитуриентов нет необходимости делать выбор направления сразу после школы. Первые два года на программе дается базовый фундамент дисциплин по математике, экономике, гуманитарным и управленческим дисциплинам и так называемый тест-драйв профессий.

На 3-4 курсе программа предлагает выбор из разных направлений в области экономики и финансов, учета и аудита, менеджмента бизнес-процессов, управления продуктами и малым бизнесом, анализа данных в экономике и менеджменте, с возможностью получения диплома по двум направлениям подготовки «Экономика» и «Менеджмент».

Для студентов, нацеленных на создание собственного бизнеса, в Вышке существуют бизнес-инкубаторы, стартап-студии и курсы, которые формируют предпринимательские компетенции.

Прием документов на программу открыт до 26 июля 2022 года.