• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ученые из нижегородской Вышки помогут победить пробки в мегаполисах

Научный проект под руководством профессора факультета бизнес-информатики и прикладной математики Эдуарда Бабкина удостоился гранта в рамках Федеральной целевой  программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы»

Научный проект под руководством профессора факультета бизнес-информатики и прикладной математики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Эдуарда Бабкина удостоился гранта в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы».

Наше сегодняшнее интервью – с «виновником торжества», талантливым ученым, профессором кафедры информационных систем и технологий НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Эдуардом Александровичем Бабкиным.

- Эдуард Александрович, расскажите о предыстории проекта.

- Грант получен в рамках Целевой федеральной программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2013 годы».

Общая тематика конкурса была определена в интересах Технологической платформы «Национальная программная платформа», конечной целью которой является завоевание нашей страной статуса мирового центра инноваций в области программного обеспечения.

Для конкурса мы подготовили проект исследований под названием «Разработка передовых научно-технических основ систем управления транспортом по запросу в среде облачных вычислений и инновационных прикладных решений, способствующих формированию высокотехнологичной экономики современной России». Наш проект победил.

- В чем суть проекта?

- Системы интеллектуального транспорта – очень актуальная сейчас тема и исследовательский коллектив НИУ ВШЭ – Нижний Новгород имеет необходимый для её изучения научный задел.

Стратегическая цель исследований - обеспечить национальную безопасность страны, создав базу для технологической независимости от зарубежных стран и ликвидировав отставание по уровню использования ИТ. Это, в частности, касается ликвидации отставания по использованию ИТ в системах интеллектуального транспорта.

- Что подразумевается под интеллектуальным транспортом?

- Важнейшей разновидностью интеллектуального транспорта являются системы транспорта по запросу; они обеспечивают локальные перемещения в дополнение к обычным формам перевозок: регулярным автобусам, электротранспорту и региональным поездам.

Решение задачи оперативного планирования транспортных маршрутов и диспетчеризации в системах транспорта по запросу вносит существенный вклад в разрешение острейшей проблемы пассажирских перевозок в крупных мегаполисах.

Многими независимыми исследователями в области транспортной логистики отмечается, что существующая практика планирования и управления транспортными перевозками переживает системный кризис.

- Кто вместе с Вами будет реализовывать эти исследования? Планируется ли привлекать к работе студентов?

- В число участников проекта входят как известные ученые в области исследования операций и распределенных систем, так и молодые исследователи и студенты.

В ходе проекта планируется тесное взаимодействие с НУЛ ТАПРАДЕСС и  лабораторией ЛАТНА под руководством профессора Университета Флориды (США) П. Пардалоса.

- Каковы ожидаемые  итоги исследований? Какой готовый продукт планируется получить на выходе?

- Мы планируем получить новые математические модели и программное обеспечение.

На основе этих математических моделей будут созданы новые алгоритмы для оперативного планирования большого числа транспортных средств по запросу, а программное обеспечение сможет выполнять в средах облачных вычислений имитационное моделирование и управление такими транспортными системами в сложных условиях современного города.

Таким образом, будут предложены основы для создания распределенных интеллектуальных систем управления транспортом по запросу.

Это позволит повысить доступность, скорость и качество управления сложными транспортными системами, а также предоставит новые возможности для создания независимых программно-аппаратных решений на основе свободного программного обеспечения в средах «облачных» вычислений компаниям отечественной ИТ-индустрии.

- Планируется ли использовать данные разработки для улучшения транспортной ситуации в Нижнем Новгороде?

- Проект направлен на проведение поисковых научно-исследовательских работ. По результатам проекта вполне возможен следующий этап разработок, когда можно будет говорить об их практической реализации в конкретных условиях Нижнего Новгорода.

 

- Большое спасибо за интервью!