В Нижнем Новгороде состоялся хакатон олимпиады по анализу данных DANO
В Нижнем Новгороде состоялся 2-дневный хакатон для учеников 9-11 классов в рамках Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Школьники попробовали себя в роли аналитиков и создали свое исследование на основе dataset от онлайн-кинотеатра Kion. В результате исследования участники под руководством менторов сформулировали рекомендации относительно фильмов и сериалов для пользователей или платформ в целом.
В хакатоне приняли участие 80 школьников в составе команд из разных регионов России, включая Нижний Новгород и Нижегородскую область, Москву, Санкт-Петербург, Самару, Чебоксары. Аналогичные хакатоны уже состоялись в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Майкопе. Организаторами выступили НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и вузы-партнеры. Победители хакатонов получают возможность пройти сразу во второй (отборочный) этап олимпиады DANO.
Dataset от онлайн-кинотеатра Kion включал в себя сведения о пользователях (пол, возраст, регион проживания) и данные по контенту (год производства фильма, данные по продолжительности просмотра фильмов, сериалов и общая продолжительность всех просмотров данного фильма/сериала в секундах).
Участникам хакатона предлагалось разработать гипотезы о том, как формируются рекомендации онлайн-кинотеатра при взаимодействии с пользователем, а затем при помощи статистического анализа сделать вывод о подтверждении гипотезы или её опровержении (отрицательный результат тоже может привести к выводам и рекомендациям). Каждой команде помогал ментор с опытом работы над исследовательским проектом. Полученные результаты должны иметь возможность практического применения.
Дмитрий Покровский, ведущий эксперт Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по экономике НИУ ВШЭ, сопредседатель методической комиссии Национальной олимпиады по анализу данных DANO:
Сферы анализа данных нет в школьных науках. Между тем запрос на аналитические навыки высок во всех отраслях. Выполняя задания, участники учатся расшифровывать информацию, содержащуюся в данных, переводить ее на понятный язык, и в итоге делать выводы о мире на основе данных.
Владислав Пикиневич, руководитель команды Таргета «Тинькофф»:
Аналитики нужны для решения важных задач абсолютно в любой сфере, начиная от общественного транспорта и заканчивая космической отраслью. Все значимые изменения в наших продуктах мы совершаем с помощью аналитиков, основываясь на данных. С помощью олимпиад мы показываем школьникам, насколько эта область активно развивается и помогает совершать открытия!
По условиям хакатона «гипотеза должна быть нетривиальной», а, следовательно, участники фокусировались на самых разных аспектах взаимодействия пользователей с контентом онлайн-кинотеатра.
Неожиданные гипотезы:
· Можно ли сделать фильм, который понравится всем?
· С возрастном люди меньше боятся, а потому чаще досматривают ужастики до конца
· У женщин в декрете больше времени, и потому они больше смотрят мультфильмы
· Мужчины чаще пересматривают один и тот же фильм, чем женщины
· Мужчины чаще смотрят боевики по вторникам
· Вопреки стереотипам, девочки любят боевики больше, чем мелодрамы
· Молодые люди более требовательны, чтобы фильм был интересным с самого начала
Игорь Привалов, старший преподаватель факультета менеджмента, эксперт хакатона:
Одна команда сформулировала для себя гипотезу: с возрастом фильмы в жанре хоррор смотрят чаще. У них был отрицательный вывод, гипотеза не подтвердилась, но их рекомендация для кинотеатра звучала неожиданно: продвигать хорроры для возрастной аудитории. Понравился нетривиальный подход участников к решению задач. Для школьников любые исследовательские вопросы имеют ценность, а самые неожиданные решения – реальное воплощение.
Постановку вопроса, методологию исследования и практическую пользу группа экспертов оценивала на основе заданных критериев:
· Гипотеза
· Визуализация результата
· Математическое подтверждение гипотезы
· Командная работа
· Логика презентации
· Перспективы и применимость
Анна Новак, приглашенный преподаватель факультета экономики, эксперт хакатона
В работе над исследованием важен вклад каждого участника команды. Кто-то работает над сортировкой данных, кто-то над визуализацией результатов, кто-то выстраивает логику изложения – именно поэтому командная работа является весомым критерием при оценке результатов.
Андрей Аистов, доцент факультета экономики, эксперт хакатона
Хакатон показал высокий уровень участников – ребята сумели выдвинуть гипотезы, которые актуальны в жизни. Школьники уже сейчас критически относятся к данным, умеют их анализировать и делать правильные практические выводы. К примеру, одна из команд получила данные, что мультфильмы чаще смотрят женщины, – хотя очевидно, что это результат совместного просмотра с детьми.
Понравилось, что уровень некоторых докладов приближен к уровню студенческих работ и по гипотезам, и по выводам, и по обработке.
Ирина Зороастрова, старший преподаватель факультета экономики, эксперт хакатона
Выдвинутые командами гипотезы оказались, действительно, нетривиальными. Поэтому защиты были очень интересными. Отмечу высокую степень проработки критериев со стороны организаторов хакатона, что позволило оценивать совершенно разные команды объективно.
Эксперты единогласно отметили искреннюю вовлеченность участников в нижегородском хакатоне и общую заинтересованность: «видно, что участники приехали сюда не получить призы, а решить исследовательскую задачу и получить практические выводы».
Данил Федоровых, сопредседатель оргкомитета Национальной Олимпиады по анализу данных DANO, заместитель проректора НИУ ВШЭ, отметил высокую вовлечённость участников.
Данил Федоровых
Всегда приятно видеть работы, где виден труд каждого участника. Когда они понимают общий сюжет и вместе работают над выводами – сразу видно слаженную команду. Было видно, как сильно ребята хотели решить задачу, и подошли к решению заинтересованно и неформально!
Участники использовали весь доступный инструментарий работы с данными, чтобы набрать максимальное количество баллов: Excel, Python, любые бесплатные сервисы и приложения. Сборная команда из Нижнего Новгорода в составе Ренаты Бургановой и Екатерины Новиковой (Лицей №38), Екатерины Ивановой и Анастасии Кустовой (Лицей№8) сконцентрировалась на исследовании предпочтений женской аудитории в возрасте 18-34 лет, используя работу с таблицами:
«Считается, что у женщин в возрасте от 18 до 34 лет уже есть семья и дети, поэтому стриминговый сервис предлагает им много программ для семейного просмотра. Однако рекомендации не всегда совпадают с их истинными предпочтениями.
Мы предположили, что девушки смотрят больше боевики, чем мелодрамы, – так они добирают недостающий адреналин. Конечно, мы надеемся на победу, но независимо от результатов это был интересный опыт командной работы, было увлекательно вместе приобретать новые знания».
Победителем хакатона стала команда №21 в составе Александра Афанасьева, Владислава Резника, Матвея Апаркина, Степана Юленкова (Лицей информационных технологий, г.Самара) и Антона Полозова (МБОУ СОШ №14, г.Шахунья). Ребята из Самары вместе учатся с 1 класса, однако в командном соревновании участвуют впервые.
«Мы выдвинули гипотезу о фильмах, которые могут быть интересны каждому, и придумали алгоритм, который бы помогал нам определить, действительно ли фильм является классикой. Исходя из базы данных, построили рекомендации по алгоритму и сопоставили с данными.
В работе над исследованием и визуализацией мы использовали Google Colab, Excel для построения графиков и диаграмм, библиотеки Python, приложения GeoGebra, FanToMath, Wolfram|Alpha… В общем, было круто!»
Победители хакатона получают возможность автоматически пройти во второй (отборочный) этап олимпиады DANO.
Дмитрий Покровский
Олимпиада DANO – процессуальная, в которой участники не столько демонстрируют знания, а обучаются через практику. Такой способ нам кажется единственно правильным, так как позволяет не устраивать селекцию по знаниям, а оценивать потенциал.
Наталья Серова, заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
В чем развивающий потенциал хакатона? Хакатон стал двухдневным интеллектуальным интенсивом, где можно обмениваться идеями, критически их оценивать, видеть, как работают другие, узнавать о новых методах, новых платформах и сервисах и даже обучать друг друга.
Хакатон DANO для школьников - это профессиональная проба в роли аналитика по решению практической задачи компании «Тинькофф», возможность преодолеть путь исследователя от поиска схожих данных, формулировки исследовательского вопроса до выявления закономерности и интерпретации полученных выводов в формате конкретных рекомендаций.
Уверена, что хакатон в Нижнем Новгороде для всех участников стал площадкой нового опыта, который присвоен каждым.
Аистов Андрей Валентинович
Кафедра экономической теории и эконометрики (Нижний Новгород): доцент
Зороастрова Ирина Владимировна
Кафедра экономической теории и эконометрики (Нижний Новгород): старший преподаватель
Новак Анна Евгеньевна
Кафедра финансового менеджмента (Нижний Новгород): Приглашенный специалист
Привалов Игорь Васильевич
Кафедра общего и стратегического менеджмента (Нижний Новгород): старший преподаватель
Серова Наталья Александровна
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора филиала
Федоровых Данил Александрович
Руководство Университета: заместитель проректора