«Лингвист, которого цитируют»: в нижегородской Вышке прошел цикл лекций профессора Владимира Карасика
Российский лингвист, доктор филологических наук, профессор Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина Карасик Владимир Ильич прочитал курс лекций «Антропоцентрическая лингвистика» для преподавателей факультета гуманитарных наук нижегородского кампуса НИУ ВШЭ.
Владимир Ильич – специалист с мировым именем в области аксиологической лингвистики, лингвокультурологии и теории дискурса, автор более 300 научных трудов и ряда монографий по теме прагматики, теории коммуникации, лингвокультурологии.
«Лекции нам читал классик, – поделилась руководитель департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, профессор Романова Татьяна Владимировна. – Слушателям импонировали манера лектора: размышления человека, глубоко погруженного в тему, "переживающего" то, о чем говорит, без презентаций и бумажек. Это сейчас редкость, уходящая натура».
"Лекции В.И.Карасика - это настоящий подарок",- сказали мои коллеги. Действительно, есть лингвисты, которые цитируют, а есть которых цитируют. Когда исследование касается областей лингвокультурологии, лингвистической аксиологии, лингвоперсонологии, концептологии, мы обращаемся к трудам В.И.Карасика.
Пресс-службе портала удалось побеседовать с Владимиром Ильичом перед одной из его лекций. Ученый с мировым именем рассказал об актуальности лингвистического образования сегодня, о миссии современной лингвистики, о задачах, которые она решает и о других важных вопросах лингвистики сегодня.
О прикладном значении современной лингвистики
Надо понимать, что вся современная лингвистика, антропологическая и коммуникативная – это, в принципе, более прикладное знание, чем классическая структурная лингвистика. Структурная лингвистика отвечает на вопрос «Как устроен язык?». А коммуникативная и антропологическая – на вопросы «как это все функционирует?» и «для чего?». Отвечая на вопрос «для чего?», мы как раз и проявляем этот самый прикладной смысл.
В результате мы устанавливаем очень важные связи с представителями других областей знания – психологии, социологии, философии и тем самым получаем возможность лучше понять поведение человека. А когда мы понимаем поведение человека, это находит выход в самых разных сферах практической деятельности – например, рекламной и политической, но не только.
Современная коммуникативная и антропологическая лингвистика, в целом, делает жизнь человека комфортнее – повышает эффективность общения, помогает гармонизации отношений людей в общении. Вся современная лингвистика работает на то, чтобы мы лучше понимали друг друга.
Вы помните известное выражение Конфуция: «Счастье – это когда тебя понимают»? На самом деле, это первая часть трехчастного афоризма, и есть еще две: «большое счастье – это когда тебя любят, настоящее счастье – когда любишь ты». Но, обратите внимание, счастье строится в первую очередь на понимании, следовательно, на возможности нормально общаться с другим человеком. Хочется сказать «эффективно общаться», но это слишком прямолинейно. Не столько эффективно, сколько гармонично. А гармоничное общение – это возможность самораскрытия, возможность увидеть некие культурные каноны, которые определяют наше поведение в целом. Так что, в этом смысле прикладная значимость современной лингвистики очень и очень высокая.
О задачах, которые решает лингвистика в наше «непростое время»
«Непростое время» означает, что в обществе есть некая напряженность. В таком случае лингвистика работает на объяснение и разъяснение. Вообще, лингвистика, как любая область знания, не дает простого эффекта облегчения, не затуманивает мозг. Знания связаны с рационализацией, то есть с объяснением причин, следствий и перспектив, с объяснением мотивов тех, кто сталкивает людей. Объяснением того, что выход в общем-то есть и мы должны будем договориться так или иначе. Это и есть вклад, который лингвисты могут сделать и делают постоянно.
Сейчас мы живем во множественном мире, где одновременно существует огромное количество позиций. Отсюда возникает очень важная задача – учить людей критически воспринимать информацию.
Людям необходимо научиться понимать, что перед ними – факт или фейк, и лингвисты могут с этим помочь. Если мы видим, что резко возрастает эмоциональность речи, как устной, так и письменной, появляется издевательская интонация, закавыченные выражения, слова-маркеры скрытой агрессии, типа «так называемый», «якобы», «пресловутый», идет тенденциозная подача информации, то это может указывать, что вашим сознанием пытаются манипулировать. В этот момент необходимо включать такую характеристику общения, как информационный иммунитет.
Я считаю, что современная лингвистика, коммуникативная и антропологическая, – это очень качественный инструмент нормализации отношений в обществе.
О толерантности
Один из знаков нашего времени – это постмодернистское мировосприятие, даже пост-пост-модернистское. Коммуникативно это выражается увеличением роли игровой составляющей и ювенилизации общения, в целом. Соответственно, возрастает эмоциональность, внезапность и скорость речи. Подростки – интересный народ, но знак нашего времени заключается в том, что эта подростковая стадия у многих людей слишком затягивается. Впрочем, призывать современников, чтобы они несколько замедляли реакцию не нужно и бесполезно – не замедлят. Главная задача состоит в том, чтобы придавать многомерность мировосприятию, видеть другое понимание, принимать во внимание иную точку зрения.
Мир многомерен, многопричинен, и нужно всегда стараться понять другого человека. Необходимо осознавать, что если с тобой кто-то не совпадает, то это не значит, что он плохой. Сейчас несколько затрепалось и исказилось значение слова «толерантность», его стали трактовать как «терпимость», что неправильно в корне. Изначально толерантность – совсем другое качество – это «признание права других быть другими». Но теперь, когда в массовом сознании уже закрепилось понимание его как терпимости, нам, лингвистам, придется много работать, чтобы как-то исправить ситуацию.
О сетевом дискурсе
Мы живем в очень интересное время: технический прогресс вызвал к жизни такое явление, как сетевой дискурс, сетевое общение. А любое общение является либо публичным, либо приватным. Когда мы говорим с друзьями – это личное общение, приватная сфера, и никто не имеет туда доступа. А вот в публичном общении я должен очень серьезно фильтровать то, что я делаю. Здесь нужно соблюдать определенные нормы уважительности к другим людям. Здесь необходимо выбирать выражения, учитывать возможность недопонимания и стремиться не навредить – вы знаете, это первое требование Гиппократа. Потому что, действительно, можно легко нанести вред людям неудачно сказанным словом, неверным выражением. И это тоже про лингвистику.
Об актуальности лингвистического образования
Лингвистическое образование – это всегда очень хорошая инвестиция в свое будущее, поскольку лингвистика сейчас востребована везде, и далее сфера применения лингвистики будет только неизбежно расширяться. Лингвистика может объяснить и показать, как функционирует язык, каким образом мы можем повлиять на свое коммуникативное поведение и каким образом наши внутренние установки, системы аксиом, которые нас держат, влияют на наше поведение. С вашего позволения, процитирую классика /Карла Маркса/: «Иностранный язык – это оружие в жизненной борьбе», а от себя добавлю, что и родной язык – тоже оружие в жизненной борьбе. Так что лингвистика на сегодняшний день – очень актуальное и перспективное направление, и меня радует, что сейчас многие стремятся получить лингвистическое образование.
Романова Татьяна Владимировна
Департамент фундаментальной и прикладной лингвистики: Руководитель департамента