«Развитие языковой догадки, углубление и расширение кругозора»: зачем школьнику участвовать в олимпиадах
В нижегородском кампусе стартовал сезон олимпиад для школьников всех возрастов. Каждое интеллектуальное состязание - возможность для ребят познакомиться с разнообразными формами и форматами заданий и, главное, очертить примерный круг работы на предстоящий учебный год. О том, чему учат олимпиады младших школьников, рассказала Лада Зотова, преподаватель олимпиадного русского языка в «Академии младших школьников».
О структуре олимпиадных заданий
Олимпиадные задания варьируются по сложности в зависимости от класса, разумеется, но структура и логика составления вопросов во всех классах примерно одинакова.
Первая часть нацелена на проверку более общих знаний, здесь правильный ответ надо выбрать из нескольких предложенных вариантов (multiple-choice). При этом задания сформулированы таким образом, что иногда необходимо посмотреть, например, на якутский язык, чтобы понять, что происходит на уровне фонетики в русском.
Для заданий второй части мы стараемся предложить что-то более ориентированное на анализ не отдельных уровней языка, а лингвистической системы в целом. Это характерно и для третьей части, в которой ученикам необходимо сопоставить разные языковые явления, разделить слова на несколько групп и определить, какие еще слова имеет смысл добавить в каждую из них для полноты картины.
Пример олимпиадного задания
В этом смысле очень характерно задание, составленное Ксенией Александровной Деменевой. Ученикам предлагается сопоставить пять слов (срам, стыд, конфуз, кринж и позор) и попытаться понять, чем они отличаются друг от друга. Какое слово несет в себе значение холода (это слово «стыд» от глагола «студить»), а какое связано с пристальным взглядом («позор» от глагола «зрѣти»). Надо также определить, органично ли в этой группе современное слово «кринж», или же оно выбивается из общего ряда.
Самое главное, чего мы пытаемся добиться, предлагая такие задания, — это умения понять вопрос, вчитаться в него. А потом соотнести явления, которые не всегда имеют между собой очевидную связь. Очень многие задания нацелены на погружение в контекст и на исследование языковых особенностей, выходящих за рамки школьной программы и расширяющих наше привычное восприятие.
О методике оценки
Выполнение олимпиадных заданий оценивается не по шаблону, а по логике мышления и развитию мысли, которые участник продемонстрировал. Часто бывает так, что ребёнок сначала не понимает, описывает что-то совсем не относящееся к реальной сути задания, а потом приходит к ответу. И в этом случае для нас важен путь, который участник прошел, как быстро нащупал правильное направление.
О ценности олимпиады
Основное значение олимпиады в том, чтобы ребята смогли увидеть, что язык – это не застывшая и закостеневшая структура, а живая и гибкая система, ярко и точно реагирующая на изменения посредством введения новых слов или изменения оттенков значений у старых. Наши задания помогают понять, как следует в целом относиться к русскому языку. Как взглянуть на него по-другому, возможно, даже просто чуть сместив фокус.
Еще один неочевидный, но важный момент. Нам бы хотелось, чтобы, разобравшись с олимпиадными заданиями, ребята продолжили задаваться вопросами и после олимпиады, чтобы они попытались прочувствовать язык изнутри и на лексическом, и на грамматическом уровнях.
Олимпиада – это всегда развитие языковой догадки, углубление и расширение кругозора, знакомство с разными сторонами языка, с его многообразными феноменами.
Деменева Ксения Александровна
Департамент литературы и межкультурной коммуникации: Доцент