В Нижнем Новгороде определен победитель международного Конкурса инноваций в образовании КИвО
10 команд-финалистов в формате питч-сессии представили экспертам свои проекты в финале Конкурса инноваций в образовании (КИвО). Защита проектов и церемония награждения состоялись на полях Global Impact Conference — международной платформы, объединяющей экспертов в области устойчивого развития.
Международный Конкурс инноваций в образовании (КИвО) — федеральный проект Института образования, в котором могут принимать участие как индивидуальные авторы, так и команды.
«КИвО — своеобразный социальный фонарь, который призван выявлять и подсвечивать лучшие инновации в сфере образования. В этом году он получил идеальную международную площадку, чтобы продемонстрировать российские инновации и предложить на экспорт международному сообществу», – пояснила директор КИвО, заведующая Лабораторией инноваций в образовании Диана Королева.
Конкурс Инноваций в Образовании имеет девятилетнюю историю, и за это время было получено и рассмотрено более 6000 проектов. В 2022 году организаторы получили 419 заявок, в т.ч. из России, Беларуси, Казахстана, Армении, а также Германии, Франции, Израиля, Индонезии, Малайзии и др. в направлении КИвО International. Финал конкурса состоялся в Нижнем Новгороде на площадке нового кампуса корпоративного университета «Росатома» — Академии «Маяк» им. А. Д. Сахарова.
Диана Королева
Важно, что КИвО в очередной раз подтвердил свой международный статус, когда мир меняется и к образованию предъявляются новые требования. «Низовые» инновации, то есть те инициативы, которые восходят от пользователей к формальным структурам, хорошо отвечают запросам общества. Именно они являются катализатором и драйвером изменения образования, но им нужна поддержка. Мы же как конкурс организовываем своеобразный мост между инноваторами из российских регионов и других стран и представителями больших международных корпораций, которые могут эту поддержку оказать.
Партнерами Конкурса в этом году стали Казахский национальный педагогический университет имени Абая (КазНПУ), Национальная академия наук Республики Армения, группа компаний “Просвещение”, Департамент образования Москвы, Открытый университет Сколково, Образовательная компания MAXIMUM, Агентства стратегических инициатив, Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, Impact Hub Moscow, госкорпорация Росатом.
Татьяна Терентьева, заместитель генерального директора по персоналу Госкорпорации «Росатом»
В развитии образования заинтересованы все — государство, корпорации, бизнес, общество. Инновационные решения сегодня как никогда важны. Именно благодаря их внедрению образование остается актуальным и отвечает на современные вызовы времени.
Над оценкой проектов работало более 80 экспертов. Самая большая конкуренция оказалась в номинациях “Новые методики” (166 заявок), “Новые навыки, компетенции и грамотность” (107 заявок), “Цифровая трансформация” (67 заявок) и “ПРЕПОДАВАТЕЛЬская” (61 заявка).
По мнению организаторов Конкурса самым «горячим трендом» инновационных проектов 2022 года стали новые образовательные методики. Большинство проектов, направленных на инновации в методической сфере, связаны с развитием информационных технологий.
«Ежегодно большой процент проектов связан с IT, – отмечает Диана Королева. – Мне кажется, в этом году есть еще один важный тренд – well-being, после пандемии он получил новое прочтение.
В постпандемической действительности нам важно комфортное взаимодействие между участниками образовательного процесса. К примеру, проект из Еревана «Education preparedness index in COVID-19 (EPIC) оценивает готовность образовательной системы к ЧС.
Кроме того, каждый год растет актуальность темы, связанной с «цифрой». Особенность в том, что наши инноваторы предлагают не просто оцифровку, а именно цифровую трансформацию процесса и ресурсы для неё. Например, идея проекта «Цифровые наставники» состоит в обучении школьных библиотекарей, чтобы они могли стать цифровыми наставниками для учеников и учителей».
Сергей Филонович, член жюри Конкурса, руководитель Департамента организационного поведения и управления человеческими ресурсами Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Уровень проектов-финалистов хороший, все они интересные, а главное – очень разнообразные. Мне тоже кажется, что это важно: образование должно быть разнообразным, а это значит, что важны и методика, и контент, и технологии.
Подводя итоги питч-сессии, членам жюри оказалось непросто выбрать один проект-победитель: идеи проектов-полуфиналистов были интересными, защиты – яркими, команды – компетентными, а проекты - реализуемыми.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, член жюри КИвО
Интересно, что все вошедшие в финал проекты так или иначе отражают ключевые ориентиры современности. Есть несколько проектов, связанных с инклюзией, ориентированных на то, чтобы каждому предоставить возможности для комфортного и качественного образования. Также есть проекты, нацеленные на повышение производительности, и проекты, содействующие разным уровням коммуникации между людьми. То есть всё, что сейчас так важно для всех нас.
Меня особенно впечатлил проект Net Junior, в котором, кроме безусловной актуальности темы проекта и высокой степени проработки, очень порадовала команда создателей. В частности, Максим Пичулев, представлявший проект на питче, ощущал себя абсолютно легко и комфортно в обстановке конкурса. Я видела свободную личность, страстно увлечённую своей идеей и ведущую свободный диалог с экспертами. И это именно тот уровень, к которому мы стремимся в сфере образования.
Проект команды под руководством Максима Пичулева получил приз зрительских симпатий и диплом в номинации «Проектируем будущее вместе», который вручила директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман.
Максим Пичулев
Школьникам сегодня не хватает единой информационной среды, где они бы могли объединяться в команды и вместе работать над новыми проектами, участвовать в конкурсах. На нашей веб-платформе школьники регистрируются, указывают свои сильные стороны и, исходя из этого, объединяются в команды, в которых уже начинают работать. В данный момент мы разрабатываем систему связи с инвесторами и в будущем, надеюсь, у нас появится список партнеров, с которыми участники смогут сотрудничать. Сейчас наша ЦА – старшие школьники, но в ближайшее время мы планируем расширять свою аудиторию до студентов.
Победителем КИвО в 2022 году стала команда из СПбПУ с проектом LEAN.ПРОИЗВОДСТВО — цифровым тренажером по обучению бережливому производству. Авторы проекта Владислав Терещенко и Валерий Левенцов получат от НИУ ВШЭ образовательный грант в размере 150 000 руб. Кроме того, проект стал победителем в номинации от издательства «Просвещение».
Владислав Терещенко и Валерий Левенцов, проект LEAN.ПРОИЗВОДСТВО
Изначально наш симулятор был частью обучающего онлайн-курса, но потом к нам пришли заказчики из производственной сферы, и стало очевидно, что индустрии он тоже необходим. Мы решили, что будет хорошей идеей представить этот инструмент на Конкурсе.
По итогам питч-сессии партнеры конкурса объявили собственные номинации для финалистов с вручением специальных призов.
16-25 – Настольная профориентационная игра – победители в 2 номинациях:
- Победитель в номинации от Казахского Национального педагогического университета
- Победители в номинации от образовательной платформы MAXIMUM
Квест в кубе – Квест-игра, вместо традиционных экскурсий в IT-клубы и кванториумы – победители в 2 номинациях:
- Победители в номинации от образовательной платформы MAXIMUM
- Победители в номинации от издательства Просвещения
- Победители в номинации Приз зрительских симпатий
Школьные библиотекари - цифровые наставники – Инструмент повышения цифровой грамотности специалистов образовательных организаций – Победители в номинации от Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ
Пифия – Иллюстрированная книга сказок для детей с дислексией, дисграфией и трудностями в обучении – победители в 4 номинациях:
- Победитель в номинации от корпоративная академия Росатом
- Победитель в номинации от Impact Hub Moscow
- Победитель в номинации от Казахского Национального педагогического университета
- Победители в номинации от Международного научно-образовательного центра национальной академии наук Республики Армения
Семейная робототехника – Студенческая лаборатория семейных занятий по робототехнике – победители в 2 номинациях:
- Победители в номинации от издательства Просвещения
- Победители в номинации от Международного научно-образовательного центра национальной академии наук Республики Армения
EDUCATION PREPAREDNESS INDEX IN COVID-19 (EPIC) – Инструмент измерения готовности системы образования к чрезвычайным ситуациям – Победители в номинации от Международного научно-образовательного центра национальной академии наук Республики Армения
Net Junior – Платформа для школьников, помогающая в поиске единомышленников для создания стартапов – победители в 4 номинациях:
- Победители в номинации от открытого университета Сколково
- Победители в номинации от корпоративной академии Росатом
- Победители в номинации от Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ
- Победитель в номинации от Казахского Национального педагогического университета
Spike – Сервис-конструктор тьюторского сопровождения образовательных продуктов – Победители в номинации от образовательной платформы MAXIMUM
FORA VISION – Фиджитал платформа – проведения занятий физкультурой в гибридном или дистанционном формате – Победители в номинации от Международного научно-образовательного центра национальной академии наук Республики Армения
Бляхман Анна Александровна
Директор НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
Королева Диана Олеговна
Лаборатория инноваций в образовании: Заведующий лабораторией
Филонович Сергей Ростиславович
Департамент организационного поведения и управления человеческими ресурсами: Руководитель департамента