• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Дизайн — это уважение к людям и забота о них на всех уровнях жизни». Интервью с Любовью Котляровой

С этого года новым руководителем программы «Дизайн» в Школе дизайна — Нижний Новгород стала  Любовь Котлярова. Любовь прошла все этапы роста в Школе дизайна: от студента до академического руководителя. На разных уровнях она систематизировала знания, налаживала внутренние процессы обучения — своего и других. В интервью она рассказала, чему учит студентов и какие у нижегородского кампуса Школы дизайна планы на будущее.

«Дизайн — это уважение к людям и забота о них на всех уровнях жизни». Интервью с Любовью Котляровой

Ваша жизнь напрямую связана со Школой дизайна — расскажите про ваш профессиональный путь? Вы могли представить, что станете руководителем Школы дизайна в Нижегородском кампусе?

Я прошла все ступени роста в Школе дизайна: от студентки до академического руководителя. Всегда сочетала практику и теорию, работу и учебу в Вышке — например, посещала подготовительные курсы, параллельно работая дизайнером на фрилансе.

Я пришла на I курс бакалаврского профиля «Коммуникационный дизайн» с четким пониманием, что, когда выйду из универа, хочу иметь собственную студию и команду мечты. Студию я решила не открывать, но у меня появилась команда — Школа дизайна и ее студенты!

В Вышке очень крутая атмосфера! Я ходила в универ с радостью, потому что мне нравилось слушать преподавателей. Уже на первых парах во мне проснулось желание консультировать и помогать, после первого курса мои одногруппники обращались ко мне за советом, потому что я могла переводить с «преподавательского» языка на «студенческий».

На III курсе я выполняла роль менеджера в учебных мастерских, а на IV курсе мне предложили стать преподавателем, и это была лучшая возможность — начало большого пути. Во время стажировки я придумывала задания, позже — помогала новым преподавателям и систематизировала учебный процесс. Я понимала, как чувствует себя студент, чего ему может не хватать в ходе обучения, как его направить — ведь сама недавно была студентом. Так я доросла до заместителя академического руководителя кампуса Школы дизайна в Санкт-Петербург, который тогда только открылся. Там я убедилась, что мне нравится быть связующим звеном между творческими людьми и большими системами: бизнесом, учреждениями, образованием.

Чему вы учите студентов? Расскажите про свой подход к студентам — как даете им мотивацию?

В первую очередь, мы учим студентов быть людьми. Кроме этого, быть и хорошими исполнителями, и грамотными управленцами, арт-директорами — в зависимости от задач. Дизайнер должен уметь управлять впечатлениями, опытом и ощущениями своей аудитории, с любовью относиться к людям и быть наблюдательным. В первую очередь, дизайнер работает головой — наблюдает и исследует реальность. Со мной студенты учатся себя презентовать и включаться в работу на любом этапе проекта. Но вместе со студентами учусь и я: учусь подвергать сомнению устоявшиеся принципы и думаю, что пока мы способны сомневаться, наше мышление остается живым.

Для того, чтобы мотивировать студентов, я всегда разговариваю с ними, в том числе и один на один. Я стараюсь донести до них, что мотивация — это результат работы в группе и чувство взаимной поддержки. Куратор Школы дизайна Сергей Клещев один раз дал студентам задание — сделать самый плохой плакат, который только можно представить. И ребята вдруг начинали делать хорошо! Нужно понимать, что на «Дизайн» поступают люди очень требовательные к себе, находящиеся в большом напряжении, а наша задача — попытаться это напряжение снять. Самое важное — чувствовать людей, быть эмпатичным. 

Я мотивирую студентов работать с их бэкграундом: хороший дизайн основывается на знаниях и жизненном опыте, каким бы он ни был. Я делаю задания, выполняя которые, все в группе взаимодействуют: изучают свои сильные стороны и помогают друг другу в проектах. Каждый силен разными сторонами, и я предлагаю студентам думать друг о друге, помогать, поддерживать.

Моя главная задача — создать безопасное и комфортное пространство, взрастить в студентах индивидуальность и дать им понять, что обратиться за помощью к куратору или к одногруппникам нестрашно и даже полезно.

Как меняются студенты за время обучения? Как изменились вы?

Каждый год я замечаю изменения в себе и в студентах. Я изменилась, когда начала преподавать: вырос уровень ответственности за студентов, за коммуникацию с ними, за их результат на сессиях. Первый этап — принять, что люди разные, второй — что они имеют на это право, третий — что у всех разное время на расцвет. Когда я была студенткой, я сильно переживала за то, что рядом со мной были ребята, «вспыхнувшие» уже на I курсе. В прошлом году я поняла, что у каждого свое время: студенты могут применить знания через 5 лет и это нормально — кто-то раскрывается быстрее, а кто-то медленнее, но это в любом случае успех и профессиональный рост.

Вы жили в Москве, в Санкт-Петербурге и совсем недавно переехали в Нижний Новгород — как вам город?

На мой взгляд, Нижний — очень живой и ухоженный, с высокой концентрацией модных мест. Жители города объединены любовью к нему и образуют единое комьюнити. Нижний Новгород — удивительно фактурный город за счет своего местоположения и архитектуры. Он создает ощущение красивой остановки на большом жизненном пути.

Расскажите о том, как планируете интегрировать Школу дизайна в жизнь Нижнего Новгорода — фестивали, выставки на других площадках — какое будет развитие? Будет ли опыт Питера и Москвы экстраполироваться и на нижегородский кампус?

В этом году Школа дизайна планирует активно интегрироваться в городскую среду Нижнего, делать события в самом центре города! Мы можем развернуть масштабные и необычные по формату мероприятия. В Москве и Питере с этим сложнее, а здесь небольшое комьюнити творческих ребят, мы почти со всеми познакомились и стараемся заходить на те площадки, где было бы здорово встретить свою аудиторию. В Нижнем важно не только «захватить» аудиторию, но и в чём-то воспитать её, по-доброму привлекать людей.

Образование, которое дает Школа дизайна, находится на высоком уровне в любом городе: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Программы и подходы во всех кампусах аналогичные, так что необязательно ехать в Москву и учиться именно там. У Школы дизайна в Нижнем Новгороде есть уникальный шанс стать центром притяжения, я вижу большое поле для развития. Здесь наша видимость больше и мы очень трепетно относимся к результату, который выдаем.

На данный момент мы готовимся запускать программу дополнительного образования для жителей города: обучаясь на ней, можно освоить новую профессию, переквалифицироваться, получить актуальные знания о разработке дизайн-проектов и расширить свой взгляд на мир — независимо от возраста и предыдущего опыта.

Вместе с кураторами и студентами Вышки мы планируем больше взаимодействовать с городом: создавать интересные события, развивать креативное сообщество, привносить новые впечатления.

Будем чаще проводить открытые мероприятия: дизайн-каникулы, лекции, мастер-классы и выставки с работами студентов. Кампусы Школы постоянно обмениваются опытом проведения мероприятий и фондами студенческих работ, а также принимают активное участие в креативной жизни городов, в которых живут.

Какие возможности есть у студентов Школы дизайна в Нижнем Новгороде? Какие профили обучения открыты в кампусе?

Наши абитуриенты могут рассчитывать на то, что мы будем их продвигать: у них есть доступ ко всем нашим цифровым и физическим ресурсам, и мы даем каждому студенту голос. Мы поддерживаем историю с выставками и стараемся презентовать наших студентов: выставки плакатов первокурсников, выставки книг второкурсников, разветвленная система соцсетей Школы дизайна. А еще у нас самые оборудованные классы и кампус в центре города!

Сейчас в нижегородском кампусе открыты два бакалаврский профиля обучения: «Коммуникационный дизайн» и «UX/UI и frontend-разработка». Наши студенты обучаются коммуникационному дизайну с уклоном в разработку интерфейсов и работу с digital-носителями — это логично для города, где собираются строить первое в России производство микросхем. 

У коммуникационных дизайнеров и UX/UI и frontend разработчиков общий первый курс — с самого начала мы обучаем ребят разработке интерфейсов и коду с уклоном в frontend. Программа профиля «Коммуникационный дизайн» направлена на подготовку универсальных специалистов и разработана дизайнерами-практиками. Выпускники могут выбрать дальнейшую профессию исходя из своих предпочтений и наработанных за время учебы навыков. Можно стать арт-директором, специалистом в области брендинга, книжным дизайнером, веб-дизайнером, дизайнером шрифтов, графическим дизайнером, верстальщиком или специалистом препресса. На I курсе наши студенты проектируют фирменный стиль абстрактной компании или бренда. Например, в прошлом году наши студенты работали с фирменным стилем для сервиса по созданию человеческих копий и создавали серию плакатов для компании по подбору жилья пещерным жителям :) В процессе создания проектов изучается профессиональный софт, отрабатываются новые приемы работы с креативным мышлением.

Программа профиля «UX/UI и frontend-разработка» направлена на подготовку специалистов для IT-отрасли и разработана программистами и дизайнерами, она уникальна и существует только в нижегородском кампусе Школы. Студенты профиля формируют понимание цифровой среды, изучают практики цифрового дизайна и ведения проектов, осваивают необходимый для работы инструментарий.

Каждый студент Школы дизайна в Нижнем Новгороде может быть как коммуникационным дизайнером, так и уйти в разработку интерфейсов. На обоих направлениях мы даем максимум знаний и навыков в сфере дизайна — так выпускники становятся универсальными специалистами.