«За каждой цифрой стоит действие»
Александра Агалакова - выпускница Вышки и специалист по поддержке активностей торгового маркетинга в British American Tobacco (BAT). В качестве приглашенного практика Александра преподает на курсе НИУ ВШЭ «Основы маркетинговой аналитики». В интервью службе портала Александра рассказала о карьере в международной компании и о том, как не уставать работать с цифрами.
Встречи с практиками из разных индустрий и городов возможны благодаря онлайн-формату, который Вышка развивает на всех образовательных программах.
«Основы маркетинговой аналитики» - межкампусная онлайн-дисциплина по выбору, которую проходят студенты Вышки в Москве, Санкт-Петербурге, Перми и Нижнем Новгороде.
Еженедельно студенты разбирают аналитические инструменты в различных сферах бизнеса - логистике, авиаперевозках, ритейле и др. Общение с практиками и разбор реальных задач, с которыми аналитики сталкиваются в работе ежедневно, мотивирует расти и развиваться гораздо сильнее, чем традиционные лекции - считают авторы курса, декан Бизнес-школы Сергей Александровский и руководитель отдела аналитики и контроллинга ТК «КОММАШ-ГРАЗ» Елена Любчанская.
В формате экспертного интервью Александра Агалакова рассказала студентам Вышки о карьере в международной компании, рабочих инструментах аналитика, этапах прохождения собеседования и принципах работы.
Расскажите о вашей карьере в аналитике. Какой путь может пройти аналитик в международной компании, такой как BAT?
За свой недолгий карьерный путь я уже попробовала себя в retail, IT и сейчас остановилась на FMCG.
Говоря про BAT, сюда я пришла на позицию стажера в отдел дистрибуции. На протяжении 5 месяцев занималась разработкой аналитических инструментов, которые позволяли оценить эффективность взаимодействия BAT с основным поставщиком и оптовыми клиентами. Стажировка послужила хорошим сигналом, насколько я подхожу компании и компания подходит мне.
По завершении стажировки мне предложили остаться на позиции аналитика по взаимодействию с розничными клиентами (Key Accounts Analyst). Чуть меньше года я занималась аналитической и технической поддержкой в канале ключевых клиентов, помогая отвечать на вопросы: кто, что и сколько продает, как можно повлиять на рост продаж, используя трейд-маркетинговые инструменты и мотивационные механики. Также я разработала BI-дашборд, показывающий комплексную картину в Key Accounts по клиентам/регионам/менеджерам, занималась категорийным менеджментом, проводила различные тестирования.
Недавно я перешла на позицию специалиста по поддержке активностей торгового маркетинга в соседний отдел Business Development, чтобы расширить свою экспертизу в бизнесе компании. Свою траекторию развития я смело могу назвать лидерской: я побывала в 3 отделах и изучила их работу изнутри, чтобы подготовиться к более ответственной позиции менеджера.
Кроме лидерской траектории можно выбрать функциональное развитие. В таком случае твое карьерное движение будет в рамках одной выбранной функции и ты сможешь стать узкопрофильным специалистом.
Как проходит обычный день аналитика?
Мой день обычно начинается с разбора почты. Я работаю с несколькими часовыми поясами, поэтому запросы уже успевают накопиться.
Затем составляю план на день: важно правильно приоритезировать все задачи и не забыть про дедлайны.
Обычно в первой половине дня я закрываю регулярные задачи (BAU-процессы): обновляю отчеты/дашборды, делюсь аналитикой с полевой структурой.
Во второй половине дня я выполняю Ad-Hoc запросы и задачи развития: готовлю аналитические презентации, провожу различные тестирования по маркетинговым активностям, выступаю на встречах.
Свой день от и до я формирую сама: главное - во время покрыть весь пул задач, которые лежат в моей зоне ответственности. В плане реализации - полное доверие команды и руководства.
Как не уставать работать с цифрами?
Честно говоря, ни разу не успела устать от аналитики. Все потому, что за каждой цифрой стоит не только смысл, а конкретное действие, которое влияет на бизнес компании.
Важно быть не просто аналитиком, который хорошо обрабатывает данные, но и может сделать выводы на основе данных, сформировать рекомендации, донести их важность до основных стейкхолдеров и в будущем отследить эффективность.
Кроме того, аналитик в нашей компании тесно взаимодействует с полевой структурой, что привносит в работу дополнительную динамику.
Бывают ли такие ситуацию, когда вы видите все, видите смыслы, но не можете придумать решение?
Безусловно, такие ситуации бывают, ведь в бизнесе нет правильного или неправильного решения, вся оценка происходит уже после его принятия. В этом случае мы используем всем знакомый инструмент - brainstorming: обсуждаем все возможные и невозможные варианты. Вероятность найти решение всем вместе выше, чем одному. Если решения так и не приходят, то обращаемся к экспертам внутри компании.
Какие инструменты вы используете?
Самый распространенный инструмент, без которого просто никуда, - это, конечно, Excel. И все прилегающие к нему инструменты: Power Query, Power Pivot и Power BI. Сейчас во многих компаниях системы локализуются и переходят на российские аналоги. У нас вместо Power BI в скором времени будет Yandex DataLens.
Помимо стандартных инструментов в каждой компании есть свои системы. Например, одна из систем в BAT на основе AI различает на фотографиях наши марки и оценивает правильность выкладки. С такими системами аналитик тоже работает, но изучить их можно уже только по факту, поэтому важное качество для аналитика - высокая обучаемость и гибкость.
Легко ли проходить собеседование на аналитика?
В BAT на позицию аналитика 3 этапа отбора: функциональное задание, решение бизнес-кейса и финальное интервью с HR и руководителем функции. Функциональное задание оценивает владение аналитическими инструментами. Бизнес-кейс выявляет понимание бизнеса, экономических показателей и способность принятия решений на основе данных. Интервью показывает мотивацию и уровень компетенций для данной позиции.
Не могу сказать, что пройти собеседование на позицию легко. Но если хорошо подготовиться к каждому этапу, то это вполне реально!
Как вы учитесь?
Я - большой фанат концепции life-long learning, постоянно учусь чему-то новому. Например, за этот год я с нуля изучила Power BI и сделала дашборд для своего отдела. Основными источниками открытых знаний для меня являются онлайн-платформы. Также дополняю их через образовательные видео на YouTube и специальную литературу. Для аналитиков рекомендую «Искусство статистики» Дэвида Шпигельхалтера и «Долой среднее» Тодда Роуз.
Вы - выпускница Вышки. Что бы вы могли пожелать сегодняшним студентам?
Всегда пробуйте что-либо новое и выходите за рамки! Только так можно понять, чем действительно хочется заниматься в жизни, и добиться высоких результатов.
Александровский Сергей Владимирович
Кафедра маркетинга (Нижний Новгород): доцент