«Наставничество в конце смены не заканчивается»
Преподаватели Высшей школы экономики участвуют в качестве наставников в учебно-интенсивных сборах и других образовательных программах для школьников. Недавно в детском оздоровительном центре «Лазурный» завершилась смена, в которой преподаватели нижегородской Вышки вели два направления - «Исследовательская математика» и «Проектная деятельность». За одну короткую смену школьники получили необходимый инструментарий для исследовательской и проектной работы и создали свои уникальные проекты.
Преподаватели Вышки отмечают, что подобные интенсивы позволяют ученикам заглянуть за рамки школьной программы и узнать «о том, чему не учат в школе». Так, в блоке «Наука. Исследовательская математика» стажеры-исследователи Международной лаборатории динамических систем и приложений Владислав Галкин, Ксения Драгунова и Екатерина Чилина провели занятия по фундаментальной математике. За одну 13-дневную смену школьники подготовили научные проекты, которые в дальнейшем смогут использовать на конференциях НОУ.
Команда блока «Проектная деятельность» в составе преподавателя факультета информатики, математики и компьютерных наук Анастасии Матукиной, студента ОП «Математика» Юрия Зорина, студента ОП «Юриспруденция» Евгения Бигаева провели смену по основам проектной работы. Школьники прошли все этапы разработки проекта по методологии дизайн-мышления, от этапа генерации идей к питчингу.
Анастасия Матукина
Мы познакомили ребят с основными этапами, техниками и методами, которые позволяют найти идею интересного проекта и довести её до результата. К концу смены команды должны представить идеи проекта инвесторам будто с целью получения инвестиций или предложить проект на грант, если проект социальный. Для этого им нужно суметь подготовить питч – публичное в формате TED-выступления. В качестве иллюстрации к выступлению необходимо разработать не презентацию в PowerPoint, а «лендинг» – посадочную страницу с информацией об проекте.
При подготовке курса мы использовали материалы ФРИИ – Фонда развития интернет – инициатив, которые одними из первых стали разрабатывать обучающие программы по этой теме для школьников. Например, программу «Стартап за неделю».
Сегодня «обучение через практику» является основной формой обучения в Высшей школе экономики, поэтому мы подробно расспросили команду направления «Проектная деятельность» о том, как строилось обучение, с какими трудностями столкнулись ребята и существуют ли технологии создания идеальных проектов.
ГЕНЕРАЦИЯ ИДЕЙ
КАК РЕБЯТА ВЫБИРАЮТ ИДЕИ ДЛЯ СВОИХ ПРОЕКТОВ?
Существует инструмент «генерация идей», который позволяет выявить именно тему, которая ребятам наиболее интересна. Мы даем установку: «Ребята, вы можете сейчас называть любые идеи, которые приходят вам в голову…» и записываем на меловой доске все идеи или ассоциации, которые набрасывают ребята.
В течение примерно 15 минут мы записываем все подряд, а потом дети начинают называть то, что им действительно интересно, – проблемы с родителями, как готовиться к ОГЭ в 9 классе, тревожность, проблемы с друзьями, одиночество. Постепенно наша доска обрастает самыми разными темами, идеями, словами и фразами. В итоге у нас появляется огромная доска, примерно три на полтора метра, исписанная теми словами, которые отражают интересы наших ребят.
ИХ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ НУЖНО СИСТЕМАТИЗИРОВАТЬ?
Все эти слова и идеи объединяем по группам, переносим их под укрупненные направления. Так постепенно у нас появляются «медицина», «искусство», «психология», «образование», «космос и астрономия», «новые технологии», «продвижение бизнеса» - список из 12 или из 15 наименований.
И когда у нас не остаётся ни одного отдельно стоящего слова или фразы на самой доске, мы предлагаем ребятам присоединиться к интересующему их направлению. Так происходит первоначальное деление на группы.
КАК РОЖДАЮТСЯ ФИНАЛЬНЫЕ ИДЕИ ПРОЕКТОВ?
Каждая группа получает большой лист для флипчарта и 40 стикеров. За 15 минут им нужно придумать идеи проектов в том направлении, которое они выбрали, и, соответственно, наклеить эти стикеры на лист.
Затем мы этот лист делим на 4 квадрата: «успеем/нравится», «успеем/не нравится», «не успеем/нравится», «не успеем /не нравится». То есть какие-то идеи нам нравятся, но мы не успеем, потому что у нас всего 10 дней. Какие-то идеи нам не нравятся, но по срокам мы успеваем. Какие-то идеи нам и не очень уже нравятся, и не успеваем. И потом мы смотрим на ту часть, где «и нравится, и успеем», и выбираем что-то одно, над чем мы будем работать.
КАК НАЗЫВАЕТСЯ ЭТА ТЕХНОЛОГИЯ?
Это технология генерации идей в дизайн-мышлении. Мы помогли ребятам из вороха мыслей «А что бы мне хотелось? А я не знаю… А давайте подумаем…», постепенно сужая круг мыслей, выявить тот интерес, который по-настоящему зацепит и заставит включиться в работу прямо до конца смены.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ И РАБОТА В КОМАНДЕ
КАК СТРОИЛАСЬ ДАЛЬНЕЙШАЯ РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ? КАЖДАЯ ГРУППА РАБОТАЛА В СВОЕМ РИТМЕ?
Цель работы и задачки в плане на день были едиными для всех ребят. С каждой группой работали преподаватели, которые помогали докрутить идею до нужного уровня, этапа, варианта.
По каждому проекту нужно было составить бизнес-план, и на публичной защите представить «будущим инвесторам» цену своего продукта, предварительно рассчитав ее. Соответственно, мы давали инструмент для этого расчёта. Допустим, у нас одна команда занималась разработкой проекта по популяризации астрономии. Они рассчитывали, сколько стоят VR-очки, сколько стоит аренда помещения, сколько стоит оплата преподавателя…
Также мы давали инструменты для совместной работы, чтобы они не только развивались в проектной деятельности, но и расширяли круг своих hard skills.
ПОНЯТНО, ЧТО В ИНТЕРНЕТЕ ЕСТЬ ОТВЕТЫ НА ВСЕ ВОПРОСЫ. А КАК ШКОЛЬНИКАМ ПРЕДУСМОТРЕТЬ В ПРОЕКТЕ ДЕТАЛИ, О КОТОРЫХ ОНИ НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯ?
Для этого были мы, наставники. Мы помогали ребятам, во-первых, оценить, какие именно ресурсы им необходимы для реализации проекта. Во-вторых, найти адекватную информацию, потому что, к сожалению, у школьников навык информационного поиска и смыслового чтения очень слабо развит. Поэтому они не всегда могут адекватно оценить то, что они нашли. Здесь тоже были мы, мы задавали наводящие вопросы.
НАСКОЛЬКО СЛОЖНО БЫЛО НЕЗНАКОМЫМ РАНЕЕ РЕБЯТАМ, ОКАЗАВШИМСЯ В ОДНОЙ КОМАНДЕ, КРЕАТИВИТЬ СООБЩА?
Иногда мы использовали «метод шести шляп» британского психолога, консультанта в области творческого мышления Эдварда де Боно. Метод используется для активизации командной работы, когда нужно придумать что-то новое. Каждая из шляп позволяет сконцентрироваться на одном способе мышления, надеть мысленные шоры.
Белая шляпа помогает сосредоточиться на имеющихся данных - понять, какой информации не хватает, где её найти, как использовать уже известные факты и выводы для решения проблемы.
Красная шляпа помогает нам включить интуицию и чувства, опереться исключительно на эмоции, довериться интуиции.
Чёрная шляпа – шляпа критика и пессимиста. Мы ищем риски, минусы, смотрим только на то, в чём проект может провалиться.
Жёлтая шляпа – противоположность черной, подразумевает позитивный взгляд на проблему, подсвечивает преимущества и сильные стороны каждого решения.
Зеленая шляпа отвечает за творчество, это шляпа одобрения: что хорошего в моём проекте? кому он поможет? почему всё будет здорово?
Синяя шляпа - шляпа менеджера, который управляет процессами в групповой работе. Он следит за тем, чтобы всё реализовывалось по плану, чтобы все дедлайны соблюдались.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ, ИНСТРУМЕНТЫ И РЕШЕНИЯ
КАК СТРОИЛИСЬ ЗАНЯТИЯ?
Перед каждым занятием мы давали теоретическую справку, которая нужна для выполнения задания, и предоставляли подробный алгоритм работы. Результаты работы участники группы ежедневно анализировали вместе с наставниками.
Например, для подготовки питча мы показывали на примерах, как это происходит на настоящих выступлениях и презентациях, по примеру TED Talks, презентациях Apple, питчингах больших стартап-конференций.
Также мы им давали формальные требования к нашему питчу:
- описать свою идею ярко и понятно, чтобы было очевидно, какую проблему решает проект, зачем это нужно, кто целевая аудитория и почему;
- подсветить решение проблемы, которая изначально была озвучена;
- блок «деньги»: на чем проект будет зарабатывать или почему это должно быть интересно инвестору? Как можно получать прибыль? Если это были социальные проекты (а у нас были две команды с социальными проектами), то мы им предлагали описать, какие социальные эффекты и изменения в обществе произойдут, если всё это будет реализовано;
- блок «конкуренты»: нам было важно понять, что команды видят конкурентное окружение своего проекта и способы отстроиться. У нас было отдельное занятие на эту тему;
- описать состав команды, распределение ролей в проекте;
- и, наконец, яркое заключение. В конце должно прозвучать самое важное - та самая главная информация, которую инвестор должен запомнить.
ЧТО СТАЛО РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ?
Ребята научились выдвигать гипотезы, проводить Customer Development (проблемные интервью для оценки потребительских предпочтений), создавать прототип своего продукта – MVP (Minimal Viable Product - минимально жизнеспособный продукт), тестировать его на целевой аудитории. Они опрашивали коллег, кураторов, вожатых, сотрудников «Лазурного».
К примеру, MVP одной команды представлял собой очень подробный, красивый и информативный сайт, сделанный из картонки и фломастеров. Ребята сделали выезжающие шторки на окошки и во время представления MVP показали, как всё будет работать. То есть я нажимаю сюда – вылезает окошечко с информацией. Это было наглядно, и было понятно, в чём они лучше.
Другие ребята делали прототип не продукта, а пользовательского опыта, который проходит их клиент. Например, у нас девочки готовили социальный проект - Центр помощи подросткам, которые страдают различными тревожными расстройствами. Проект имел довольно оригинальное название: «GBRWA»: Get Back to Reality Without Anxiety (возвращайся в жизнь без тревожности – англ).
Они взяли лист большого формата, ватман и изобразили основные этапы, которые проходят их клиенты: от привлечения на сайт и первого тестирования до итогового решения проблемы. И подробно нам объяснили, что именно происходит с потенциальным клиентом.
У группы по астрономии получились совершенно задорнейшие картонные VR-очки. Были у нас и макеты теплиц, которые работают с помощью разных технологических находок, позволяя снижать затраты владельцам – большим агропредприятиям. Каждая команда постаралась найти оригинальный и наглядный MVP для своего продукта.
КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОКАЗАЛИСЬ РЕБЯТАМ НАИБОЛЕЕ ПОЛЕЗНЫМИ?
Мы познакомили ребят с понятием «HADI», это принцип тестирования гипотез.
Как работает «HADI»: Hypothesis - гипотеза, Action – действие, Data – данные, Insights – инсайты и выводы.
Для того, чтобы улучшить свой товар, свой продукт или идею проекта, вы выдвигаете гипотезу. Например, если я сделаю кнопку на сайте на 15% больше, я увеличу конверсию на 2%. Далее действие: мы увеличиваем кнопку на сайте и принимаем решение о том, что будем тестировать эту гипотезу в течение, например, месяца. Через месяц мы собираем данные, смотрим, какая у нас на самом деле конверсия, сравниваем её с первоначальной и делаем вывод: либо гипотеза подтвердилась, либо гипотеза не подтвердилась, и мы были неправы.
Ребята поняли, что иногда решение одной задачи лежит в иной плоскости. Когда они сами начали придумывать гипотезы для проверки своих проектов, у них тоже иногда были неочевидные совершенно предложения неочевидных решений.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
КАКИЕ ОТЗЫВЫ ВЫ ПОЛУЧИЛИ ПО ОКОНЧАНИИ СМЕНЫ?
Ежедневно мы собирали обратную связь после каждого учебного дня, в том числе и эмоциональную. Нам важны были и знания, и эмоции, которые получили ребята в этот день. По итогам смены мы также предложили ребятам ответить, какие инструменты они считают для себя полезными.
Они отметили работу со SMART-целями, тестирование прототипа, метод HADI, приёмы публичных выступлений. Многие увидели неожиданные для себя плюсы в командной работе и написали, что командная работа – это здорово.
ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ПОЧЕМУ ЭТО ДЛЯ НИХ УДИВИТЕЛЬНО?
Одна из главных причин в том, что у нас по-прежнему школы нацелены на индивидуальную работу. Школы, чаще всего, не учат взаимодействовать, в школе почти нет командных проектов и группового взаимодействия.
В то же время социальное взаимодействие – это один из ключевых навыков. Проект – это деятельность, разделенная на несколько человек, у каждого из которых есть зона ответственности и необходимость коммуницировать с коллегами.
Здесь важно умение слушать, умение слышать, умение взаимодействовать корректно, принимая чужую точку зрения и адекватно представляя свою точку зрения.
Анастасия Матукина
Для меня было очень важным, что многие ребята прощались с горящими глазами и желанием продолжить работу над проектом. Заряжает вдохновение, с которым они познают неизведанное, понимание ими своих безграничных способностей.
Эта смена дала ребятам ощущение успеха, которое помогает поверить в себя и свой проект. Для меня это, наверное, самый главный результат.
Юрий Зорин
У нас была одна команда астрономов, которая не просто сделала прототип и готовую проработку идеи, а хочет популяризировать этот проект в Выксе. К нам подошёл один из её участников и подробно расспросил, а что делать дальше?
Мы посоветовали, во-первых, понять, какие крупные предприятия развивают социальную сферу и вкладываются в образовательные проекты, и таким образом наметить круг потенциальных инвесторов. Во-вторых, поработать над детализацией идеи, в том числе над цифрами, получить дополнительную экспертную оценку и предложить проект бизнесу.
Я вчера писал человеку из их команды, мы с ним это подробно обсуждали. То есть мы стали не просто очередными преподавателями, мы стали для них настоящим наставниками, с которыми они могут общаться по разными вопросам, и наша с ними работа не закончилась только на том, чего мы достигли на смене.
Евгений Бигаев
Это мой первый опыт наставничества, впечатления только положительные. Когда к тебе подходят дети и говорят «давайте продолжать работать» – это воодушевляет.
Матукина Анастасия Николаевна
Факультет информатики, математики и компьютерных наук (Нижний Новгород): Руководитель проекта