• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Стартап или банк: как выстроить свою карьерную лестницу

«Выбирая профессию, я бы отталкивался от ваших личных ценностей и мотиваторов. Самый простой способ их определить – это предельно откровенно и подробно ответить на вопросы: что в жизни для меня важно? Что меня мотивирует? Что мне нравится делать?» - на факультете экономики нижегородской Вышки прошла встреча на тему выбора карьерного трека с руководителем одной из компаний группы ВТБ Вячеславом Решетниковым.

Стартап или банк: как выстроить свою карьерную лестницу

© фото из личного архива Вячеслава Решетникова

– Вячеслав Петрович, как выбрать подходящую профессию и не ошибиться?

– Нужно определить ваши жизненные установки, отражающие ваши стремления. Скорее всего, это и будут ваши глубинные ценности, следование которым позволит вам реализоваться в жизни, и именно на них нужно ориентироваться при выборе профессии.

Технически это может выглядеть следующим образом: составьте список профессий, соответствующих вашему образованию, специальности, и сопоставьте этот список с теми ценностями, которые вы определили, оценивая каждую профессию на совпадение с ними по шкале от 1 до 10. Затем я бы посоветовал внимательно изучить 5-6 профессий, набравших больше всего баллов, в части соответствия вашим представлениям о работе.

Следующим шагом будет правильно определить потенциального работодателя.

– Какие условия могут быть определяющими при выборе компании?

– Если мы хотим найти работу мечты, важна готовность быть сопричастным ценностям, которые декларирует компания. Для этого нужно в первую очередь озаботиться сбором информации о самой компании, а также услугах или продукции, которую она выпускает. К примеру, если вы приверженец ЗОЖ, очевидно, что идти работать в табачную компанию для вас не лучший вариант.

На самом деле, один из самых важных вопросов, на которые вам стоило бы дать себе ответ: хотите ли вы получать удовольствие от своей профессиональной деятельности либо работа для вас будет лишь источником дохода.

Лучше всего о компании расскажут люди, которые в ней работают или работали. Такая информация поможет сделать выбор: вы сможете понять, как работодатель относится к работникам, как формируется коллектив, чем он живет. Дополнительно - есть ли возможность получать образование внутри этой компании, реализовывать себя в разных сферах. Все это в том случае, конечно, если для вас важно, чтобы вы гармонично в компании существовали и развивались. Для банковской сферы, к примеру, есть сайт banki.ru. Ресурсы, где можно найти информацию из первых уст, существуют для многих профессиональных сообществ.

– Как попасть на стажировку в компанию мечты?

– Самый простой способ – написать в подразделение HR компании, которая вас заинтересовала. Обычное письмо по электронной почте о том, что вы очень хотите пройти стажировку именно у них. Как показывает практика, этот способ дает положительный результат в 80% случаев.

Уверен, любая компания с радостью примет на стажировку сотрудника, который готов без оплаты заниматься не слишком квалифицированной работой (что довольно обычно для стажеров). Для вас же это может оказаться прекрасной возможностью попасть в компанию мечты, например, в Росатом, и получить там первичные профессиональные навыки, наработать первые связи и знакомства.

К примеру, первой такой стажировкой может стать работа в подразделении делопроизводства выбранной вами компании. В больших компаниях иногда шутят, что организацией руководят секретари и помощники, поскольку документооборот компании отражает ее реальную деятельность, и качество коммуникаций сильно влияет на слаженность работы и эффективность производственных процессов. Если вам удастся попасть на стажировку в подразделение, которое занимается документооборотом – приёмом входящих документов, сортировкой, рассылкой документации, то можно за очень короткий промежуток времени получить полное представление о деятельности организации. Фактически человек, через которого проходит поток документов, оказывается в центре «кровеносной системы» компании.

Стажируясь в таком подразделении, вы за несколько дней сможете понять, как организация устроена, какие в ней есть подразделения, какие задачи решают сотрудники и как эти задачи потом преобразовываются в документ, который является либо индикатором выполненной задачи, либо уходит дальше, например, в компанию-партнер. Соответственно, виден весь круг партнёров, контрагентов – организаций, которые взаимодействуют с вашей компанией.

– Как из такой практики извлечь максимальную пользу?

– Я бы начал с того, что до стажировки сформулировал вопросы, на которые хотел бы получить ответы в ее результате. Как только вы это поймете, у вас сформируется план вашей стажировки, понимание, как именно вы будете эти ответы получать. Тогда вы точно будете задавать правильные вопросы кураторам, сфокусированно смотреть на производственные процессы,  осознанно читать документы, которые будут проходить через вас, понимать, какие люди в каких процессах участвуют, как они взаимодействуют друг с другом, что делают и каким результатом их деятельность завершается. Тогда вы точно сможете «примерить на себя» работу в данной компании.

Кстати, если вы поймете, что профессия или компания «не ваше» – это также крайне важный результат. И в любом случае опыт работы в любой компании полезен.

– Какие дальнейшие действия после практики?

– Во-первых, надо непременно зайти в HR-подразделение и сказать: «Я хотел бы пройти у вас и следующую практику. А если будет вакансия, подходящая для меня, имейте меня, пожалуйста, в виду», и оставить там резюме или анкету – что-то, что позволит специалистам подразделения по работе с персоналом «держать вас на карандаше», когда они будут искать сотрудников уже на постоянную работу.

Во-вторых, необходимо понять, чего бы вам не хватило, соберись вы сегодня в эту компанию работать по той профессии, которую для себя наметили. И запланировать в рамках учебного процесса углубленное изучение тех предметов и направлений, которые важны для трудоустройства в будущем.

Если же необходимые вам навыки не входят в учебную программу вашего вуза, то следует определиться, где их можно получить, ведь далеко не все компании удовлетворяются дипломом, который им предъявит выпускник вуза, даже если оценки в этом дипломе блестящие.

А насколько вообще важны оценки при первом трудоустройстве или при первой стажировке?

– Однозначно не отвечу. Но скажу так: если выпускник в своем резюме ничего, кроме отличных оценок в дипломе, рассказать о себе не может, меня как представителя работодателя это скорее насторожит, чем обрадует. На мой взгляд, именно наличие у человека других, кроме учебы, интересов - хобби, общественной работы, дополнительного образования – свидетельствует о полноценном и гармоничном развитии личности.

Мой совет студентам: постарайтесь сделать так, чтобы ваше резюме рассказало о вас больше, чем только про то, что вы прекрасно учились.

Кстати, более полное резюме, в котором вы отразите свои стажировки, увлечения, волонтерскую работу и общественную нагрузку, поможет вам и в том случае, если для замещения интересующей вас вакансии требуется определенный опыт.

Опыт может быть любым. Если вы принимали участие в организации деятельности кафедры, – это опыт работы. Если вы занимались организацией мероприятий в своем вузе или принимали участие в волонтёрской деятельности – это тоже прекрасный опыт, который можно отразить в своем резюме. В таком городе, как Нижний Новгород, много возможностей участвовать в организации и  проведении любых мероприятий: чемпионатов, конкурсов, дней города и тому подобное. Пусть это и не профессиональный опыт, но совершенно точно организаторский навык, и он заслуживает позитивной оценки любым будущим работодателем.

– Есть разные варианты карьерного роста. Какая схема, на ваш взгляд, более оптимальна?

Строить карьеру можно по-разному, универсального совета нет. К примеру, можно начать трудовую деятельность в большой компании на той должности, которую она сможет предложить выпускнику без опыта. В крупных компаниях обычно системно отстроены и задокументированы все бизнес-процессы. Здесь нет никаких секретов, всё расписано, есть правила и инструкции. У такого работодателя вы быстро сможете понять, как функционирует весь бизнес-организм, как выстроены взаимосвязи и получить хорошие начальные навыки взаимодействия для выполнения производственных задач.

В маленькой фирме добрая половина процессов скорее всего будет не в документах, а в головах менеджеров, и для их освоения без опыта потребуется гораздо больше времени.

Помимо прочего, системно значимые компании отличаются серьезным подходом к внутреннему обучению и повышению квалификации. Здесь четко прописаны и карьерные «лестницы», скорость продвижения по которым зависит от того, как работник выполняет обязанности, закрепленные в должностной инструкции, и какие показатели эффективности он демонстрирует. Перевыполняете KPI’s – значит, вы лучший работник, и переход на следующую ступеньку карьерной лестницы не заставит себя ждать. Другими словами, если есть желание, реализуетесь точно.

Затем, после нескольких лет работы в большой компании можно претендовать на более высокую позицию в небольшой фирме по тому же профилю. Может получиться существенный карьерный рост. И уж совершенно точно, переход из одной компании в другую дает более многогранный опыт, чем работа только в одной, даже самой глобальной компании.

Резюме

Все мы в жизни руководствуемся определенным набором ценностей и приоритетов, и очень важно делать это осознанно. Когда мы знаем, что для нас на этом жизненном этапе является самым важным, и уверены в своих ценностях, нам легче принимать любые решения, в том числе и карьерные. Идеальных решений не существует: все совершают ошибки. Не надо их бояться – не ошибается тот, кто ничего не делает. Главное – учиться, извлекать опыт, не повторять ошибок. Обязательно пробуйте новое, меняйте себя, изменяйте обстоятельства, в которых вы находитесь, и делайте свою жизнь лучше. Помните: своей жизнью управляете только вы – никто другой не сможет сделать этого лучше!