• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Первые успехи студии социального проектирования НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Эксперты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и Корнелльского университета (США) на примере Выксы изучают проблемы, характерные для моногородов России и США

Подведены итоги международного проекта «Исследование проблем моногородов и разработка рекомендаций для их решения на примере г.Выкса», который осуществляется нижегородским кампусом Высшей школой экономики совместно с Корнелльским университетом (США). В рамках проекта делегация американских ученых и студентов посетила Нижний Новгород и Выксу.

Почему все стремятся в крупные города? Как сделать так, чтобы молодые специалисты возвращались и работали на своей малой родине? Какие условия необходимо создать для комфортной и достойной жизни населения? Именно на эти вопросы, которые имеют глобальный характер и схожи для моногородов России и США, комплексно отвечали ученые из нижегородской Вышки и Корнелльского университета в ходе социологических исследований, которые преподаватели и студенты НИУ ВШЭ – Нижний Новгород провели в Выксе.

Результаты уникальных для Нижегородской области международных исследований будут реализованы – возможность их практического применения в области экономики, экологии, здравоохранения, образования и культуры вызвала большой интерес у городских властей Выксы, а также представителей выксунской общественности. Особенно актуальными были признаны вопросы развития дистанционного образования, малого и среднего бизнеса, личных инициатив граждан.

Подобные совместные проекты способствуют развитию не только научных, но и межкультурных коммуникаций между студентами разных стран. Более подробно с проектом можно познакомиться на сайте «Студии социального проектирования».

Комментарий профессора Лори Миллер, Корнелльский университет (США):

- Capstone (Капстоун) – это курс на проектной основе, который  позволяет студентам применять полученные знания в реальных ситуациях. По результатам исследований студенты пишут качественный консалтинговый отчет для своих реальных заказчиков. Студенты Корнельского университета работают по 2-3 часа в неделю с руководителем, затем встречаются отдельно в командах. Сейчас мы сотрудничаем с Высшей школой экономики в Нижнем Новгороде с целью поддержки экономического развития в Выксе, помогаем уменьшить миграцию молодежи из города. Студенты из ВШЭ и CIPA связывались через Skype и Facebook, разрабатывая анкету для жителей Выксы. Данные, полученные в результате тестирования жителей, помогут администрации Выксы осознать проблемы молодого поколения в сферах экологии, образования, здравоохранения, экономического развития, культуры и досуга. Мы надеемся, что результаты нашего партнерства позволят сократить отток молодежи из города, создавая тем самым гарантию развития экономики и культуры в Выксе.

Формат Capstone (Капстоун) – новая, но, на мой взгляд, перспективная для России педагогическая модель. В Capstone  студенты учатся быстро получать новую информацию и работать с экспертами, компетентными в разных областях знаний. Студенты разрабатывают необычные идеи и рекомендации для заказчиков, проявляют предпринимательских подход при разработке проекта. В современном мире динамичного развития и глобальной экономики для будущих специалистов незаменимы навыки быстрого синтеза информации, взаимодействия с разными общественными и частными организациями, разработки рекомендаций для решения распространенных проблем в системе государственного управления, частного предпринимательства и неправительственных организаций.

Комментарий Т.К. Потаповой – руководителя исследовательской группы ВШЭ:

- Идея совместного исследования принадлежит нашим коллегам из Института образования НИУ ВШЭ.  Летом прошлого года меня и Н.А. Серову пригласили в Москву на встречу с Л. Миллер и предложили продолжить исследования, проведенные в Выксе за время работы двух проектно-учебных групп нижегородских студентов и преподавателей,  исследовавших в основном проблемы, связанные с деятельностью системы образования территории. Продолжение работы предполагалось в тесном контакте с группой магистрантов Корнелльского университета. Перед нами была поставлена задача не просто определить проблему исследования и провести его, но и разработать программу по социальному проектированию, аналогичную Capstone и адаптированную к условиям магистерской программы «Управление образованием» ВШЭ.

Сегодня такая программа разработана и положительно оценена Институтом образования. Автором программы стала Н.Г. Шубнякова – доцент кафедры венчурного менеджмента, преподаватель магистерской программы «Управление образованием». К сожалению проблемы Выксы не актуальны для магистрантов программы «Управление образованием». В состав исследовательской группы ВШЭ вошли студенты разных факультетов и разных курсов обучения, объединенные желанием интересной работы. Исследовательский проект междисциплинарный, объединенный общей целью, которую как мне кажется, нам удалось достигнуть. Результаты полевых исследований, анкетирования школьников, on-line опроса в интернете, последующего обсуждения их с представителями администрации города Выксы и соединения с эмпирическими исследованиями корнелльцев были восприняты руководством города с интересом и благодарностью. Студенты Вышки продемонстрировали не только высокий уровень компетенций  - свободное владение английским языком, хорошую ориентацию в проблематике исследования, - но и отличное умение общаться и поддерживать друг друга.

Справка.

Корнелльский университет (Cornell University) - один из крупнейших и известнейших университетов США, входит в элитную Лигу плюща.
Кампус данного университета находится в Итаке, штат Нью-Йорк (США). Университет был основан в 1865 году Эзрой Корнеллом, бизнесменом и одним из создателей телеграфной индустрии, а также Эндрю Уайтом, известным учёным и политиком. Университет состоит из семи студенческих колледжей и семи аспирантур, находящихся в его основном кампусе. В каждом колледже свои собственные требования к абитуриентам и самостоятельные учебные программы. Университету также принадлежат два медицинских кампуса, один из них в Нью-Йорке, а второй в Education city в Катаре.