• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Социальное влияние: манипуляции и убеждение»: теория и практика для экологичного общения

Современный человек постоянно сталкивается с необходимостью считывать манипуляции и экологично реагировать на них. По версии Merriam-Webster, термин «газлайтинг» признан словом 2022 года, поскольку число подобных запросов в онлайн-поиске этого культового словаря выросло на 1740%. Каким может быть конструктивный ответ на манипуляцию и сколько, на самом деле, вариантов поведения внутри конфликта, рассказал службе портала один из создателей нового курса «Социальное влияние: манипуляции и убеждение» Тимур Хусяинов.

«Социальное влияние: манипуляции и убеждение»: теория и практика для экологичного общения

© iStock

– Программа «Социальное влияние: манипуляции и убеждение» учит распознавать техники влияния извне, такие как обесценивание, скрытая агрессия, и одновременно помогает ими овладевать для того, чтобы реагировать на них конструктивно.

Программа сформирована таким образом, чтобы быть интересной и полезной для самых разных людей – все темы освещаются с позиций психологии и социологии, а кейсы все чрезвычайно прикладные.

Интенсивный онлайн-курс «Социальное влияние: манипуляции и убеждение» будет по понятным причинам полезен сотрудникам HR и PR-подразделений, также руководителям разного уровня и собственникам бизнеса, которым очень важно вовремя распознавать направленные на них манипуляции. Родителям детей-подростков будут интересны психология лжи и техники убеждающих коммуникаций, а навыки деловых переговоров и манипуляции в социальных сетях сегодня необходимы каждому.

© iStock

Вообще, техник манипулирования масса. Одна из самых известных и одновременно самых разрушительных – газлайтинг, его задача заставить человека сомневаться в адекватности своего восприятия окружающей действительности через обесценивание, обвинение и запугивание. Это настоящее психологическое насилие, к которому прибегают социопаты и нарциссические личности, чтобы получить контроль над своей жертвой, диктуя ей свою волю.

Также у нас есть блок, посвященный деструктивным культам и сектам, в рамках которого мы изучаем их влияние на своих потенциальных жертв. Порой в коротком 30-секундном ролике встречаются 3-4 техники одновременно – распознать их и разумно отреагировать на них без подготовки довольно сложно.

Распознавая манипуляции, мы учимся избегать симметричного ответа и реагируем максимально экологично, используя различные техники социального влияния. То есть, на программе мы учим техникам социального влияния не столько для того, чтобы применять их, сколько чтобы уметь их распознавать, как в обычной жизни, так и в профессиональной.

Так у нас есть блок про деловые переговоры. Это вполне профессиональный раздел, который тем не менее нужен всем и вне работы: например, если мы заказываем гостиницу, нам желательно уметь вести деловые переговоры.

Отдельный блок программы посвящен искусству конфликта. Мы постоянно с ними сталкиваемся, и любому человеку необходимо уметь себя вести внутри конфликта. Люди, как правило, используют два варианта стратегии: соперничество и уход, а ведь есть еще как минимум три – компромисс, сотрудничество и уступка. Но известно, что самые часто используемые варианты являются одновременно и самыми малопродуктивными, в то время как сотрудничество и компромисс дают наилучший результат.

Несмотря на то, что программа максимально практико-ориентирована, теория в ней занимает значительное место. Все часы разделены пополам: в первой части занятия дается теория, которая практически отрабатывается во второй части.

Одно из практических заданий, к примеру, представляет собой деловую игру. Два игрока выступают в роли секретарей, где одному надо получить номер телефона руководителя другого, а цель второго – не дать этот номер. К моменту игры студенты уже знают в теории про техники социального влияния (убеждения и манипуляции) и используют свои знания по максимуму. Они бьются совершенно по-настоящему: однажды во время разбора результатов слушатель, который не должен был дать номер, сказал, что еще минута, и он бы сдался. Его оппонентом был специалист по связям с общественностью - практик, который пришел на программу за теоретическими знаниями.

Это онлайн-программа, поэтому в ней максимально используются достижения современной техники: студенты делятся на группы онлайн, совместно работают и проводят дискуссии, так как занятия курса ориентированы на интерактивное взаимодействие.

Если обобщить, на курсе повышения квалификации «Социальное влияние: манипуляции и убеждение» мы учим распознавать все техники социального воздействия и экологично им противодействовать, бережно и конструктивно. Манипулировать мы не учим, потому что манипулировать нехорошо.

Людмила Сидорова, заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Сидорова Людмила Павловна

Аналогов этой программы в настоящее время на рынке образовательных услуг нет. Курс планируется в синхронном формате, что имеет большое значение ввиду того, что осваивать теорию и практику в сфере такого сложного и объемного феномена, как социальное влияние, необходимо в процессе непосредственного взаимодействия с преподавателем. Программа была разработана междисциплинарной командой преподавателей Высшей школы экономики, которые уже несколько лет успешно реализуют ее для магистров всех кампусов. Мы очень рады поделиться знаниями не только со студентами основных образовательных программ, но и со всеми желающими освоить Soft skills, которые необходимы для эффективной профессиональной и межличностной коммуникации.

Основные спикеры и создатели программы:

Анастасия Яковлева

ассистент кафедры психологии и педагогики ТГПУ им. Л.Н. Толстого, член ассоциации специалистов в сфере контекстуально-поведенческой науки, консультирующий психолог, приглашенный преподаватель НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Тимур Хусяинов

заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

Людмила Сидорова

заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ - Нижний Новгород

На онлайн-курсе «Социальное влияние: манипуляции и убеждение» вы получите знания в области профессиональной и межличностной коммуникации, овладеете навыками и приемами воздействия на участников социального взаимодействия, распознавания лжи и обмана не только в процессе общения, но и в рамках деловых переговоров.

Подать заявку на программу можно уже сейчас, прием документов до 10 апреля 2023 года.

Старт курса − 19 апреля 2023 года.