• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайнер как создатель

«В дизайне самое главное – это концепция и дизайнерская идея, а руки включаются уже на этапе ее реализации» – академический руководитель образовательной программы «Дизайн» рассказала, нужно ли современному дизайнеру уметь рисовать и зачем учиться понимать чувства и желания других людей.

Дизайнер как создатель

© Фото предоставлено HSE ART AND DESIGN SCHOOL

С английского языка «дизайнер» переводится как «создатель» – человек, который способен создать что-то с нуля, например, лицо или коммуникацию компании; человек, который умеет создавать образы и передавать их дальше в производство. Сейчас дизайнеру даже нет необходимости уметь рисовать – тот, кто рисует, называется иллюстратором, а в дизайне самое главное – это концепция и дизайнерская идея, а руки включаются уже на этапе ее реализации.

Кому-то удобно сделать набросок, тогда нужно уметь только держать карандаш. Кому-то нравится сразу реализовывать свои идеи в цвете в векторе, тогда нужно уметь управляться с соответствующим профессиональным софтом. Разумеется, чтобы делать качественную визуальную коммуникацию, необходимо понимать законы перспективы, сочетания цветов, уметь комбинировать разные текстуры, знать, как выглядит графика. Поэтому, в дизайне, уметь что-то делать руками – это выбор, а вот уметь верстать макеты, работать с вектором и с растром на компьютере – это уже необходимость.

Необходимые компетенции

В целом, профессия дизайнера учит думать не только о себе, потому что мы должны понимать, что хотят увидеть другие люди, что они полюбят, что им будет понятно. Это кажется очевидным, но на самом деле научиться анализировать желания других – большой труд. Это предстоит сделать всем, кто всерьёз работает с дизайном.

Необходимые компетенции дизайнера могут незначительно варьироваться в зависимости от сферы, в которой он работает. Так, в периодических изданиях нужны навыки следования очень сжатым жёстким дедлайнам, умение вносить изменения в макет в последний момент. При работе с городской средой нужно уметь общаться с людьми, далёкими от дизайна, и иметь навык анализа аудитории.

Но есть и общие, необходимые всем дизайнерам навыки, независимо от сферы применения. Это умение принимать ответственные решения, анализировать визуальную среду, быть внимательным к мелочам, потому что из мелочей складывается качество – качество коммуникации, макета, созданного предмета или пространства.

Проектная деятельность

Студенты Школы дизайна во всех кампусах включены в городские проекты. Так, в Санкт-Петербурге у кураторов и студентов профиля бакалавриата «Дизайн среды» на постоянной основе проходят коллаборации с различными командами по обновлению парков и общественных пространств. Мы в Нижнем Новгороде регулярно организуем выставки. Например, в апреле прошла выставка работ наших студентов «Азбука плаката» в Доме архитектора. Сейчас мы планируем преобразование площадок Культурно-образовательного центра «Terminal А» и внутреннего двора кампуса Вышки на Большой Печерской.

Лина Серебрякова, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Лина Серебрякова, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Показывать работы широкой аудитории – это челлендж, но мне нравится думать о том, что совершенно незнакомый человек может прийти на выставку и увидеть что-то необычное, отметить для себя что-то новое, и это, на самом деле, вдохновляет меня. Интересно послушать мнение сторонних людей и увидеть их эмоции.

Межкампусное взаимодействие

Для Школы дизайна НИУ ВШЭ характерно тесное онлайн-взаимодействие – проекты студентов всех кампусов видны в общем банке портфолио, соответственно преподаватели всех кампусов также видят проекты всех своих коллег. Мы все хорошо знакомы и, при случае, находясь в одном городе, общаемся и стараемся помогать друг другу. Например, академический руководитель питерской образовательной программы «Дизайн» Митя Харшак приезжал к нам в нижегородский кампус, проводил лекции и мастер-классы. Я сама, когда бываю в Москве, могу провести пару у кого-то из своих коллег. 

Карьерные треки

По окончании Школы дизайна Вышки выпускники могут выбрать разные варианты построения карьеры дизайнера: пойти штатным дизайнером – выбор велик, дизайнеры нужны практически во всех отраслях экономики; стать фрилансером, основать собственную компанию или собственный продукт, например, журнал, и работать с ним. Еще есть вариант академической карьеры – остаться в Вышке или пойти в другой вуз преподавателем или куратором.

Полина Авдеева, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Полина Авдеева, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Год обучения в Вышке - это глубокое погружение в мир бешеного ритма дизайна: множество творческих задач и попытки нахождения самого креативного решения, создание крутых тем и концепций в начале года и осознанный анализ конкурентов и целевой аудитории своего бренда в конце года.

За этот год мы с головой погрузились в изучение программ для создания векторных изображений, обработки визуального материала, верстки, анимации и видео, а также для создания 3D-визуализаций. Мы создавали плакаты, разрабатывали фирменный стиль для своих проектов, познавали работу в 3D, верстали и сшивали собственные книги и монтировали профессиональные анимации и видеоролики.

Наши кураторы – это люди, которые готовы прийти на помощь в любое время дня и ночи. Они направляют на создание лучшего визуального решения, вносят нужные правки, делятся своим опытом работы в дизайн-сфере, дают советы для развития творческих идей, поддерживают и верят в твой успех. Это люди, способные вдохновлять каждый день.

Мой любимый Нижний совершенствуется с каждым годом, но есть и то, что я бы хотела изменить. Поступив на «Дизайн», я стала обращать больше внимание на то, что меня окружает: рекламные баннеры, афиши мероприятий, билеты и вывески различных заведений. В большинстве случаев их исполнение устарело и хотелось бы внести новые краски, чтобы город стал еще более обновленным и современным.

Ирина Булина, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Ирина Булина, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Учебный год в университете принес мне много новых знаний, опыта и дал возможность находиться в сильном социальном окружении. Удивительно, насколько учебный процесс способен изменить человека – в университете ты становишься исследователем, который самостоятельно находит и обрабатывает всю необходимую информацию. Тут не выдают готовых решений или формул, ты учишься принимать решения, развивать нестандартное мышление, а также брать ответственность на себя.

В результате я развила много навыков, как личностных, так и профессиональных, включая умение представить свой проект и убедительно его защитить. Это произошло благодаря постоянным просмотрам и предпросмотрам, которые проводятся в каждом модуле.

Еще я научилась аргументировать свою позицию с дизайнерской точки зрения, не используя слова «нравится» и «не нравится», а опираясь на смыслы и концепцию.

Куратор в процессе учебы становится другом-наставником, он помогает в трудных ситуациях и показывает направление, в котором нужно двигаться. Вместе вы создаёте концептуальный проект, наполненный метафорами и смыслами.

Выставляя свои работы на публику, всегда в начале испытываешь небольшой страх осуждения и критики, но преодолевать его – это тоже определенный навык, который нужно прокачивать. У меня получилось это сделать на нашей выставке плакатов, где я рассказала подробно про свои работы заинтересовавшимся зрителям.

Для меня Нижний – это очень перспективный и быстро развивающийся город, поэтому я не хотела бы в нем ничего менять, хочется только расти вместе с ним. С каждым годом тут все больше разных фестивалей, концертов, выставок и арт-пространств. Хочется попробовать как можно больше, чтобы понять, что нравится больше всего. В планах у меня снять короткометражный фильм про страхи и сомнения, сделать ребрендинг нескольких компаний и организовать небольшую выставку со своими работами.

Андрей Овцынов, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

Андрей Овцынов, 1 курс, профиль «Коммуникационный дизайн»

В Вышке очень грамотно составлен учебный план – мне нравится, как общие дисциплины вписаны в учебный процесс. Много полезных знаний дали такие предметы, как право, экономика и философия, но, при этом они подаются очень ненавязчиво и адаптированы под студентов разного уровня. Поэтому получается без проблем сосредотачиваться на профильных дисциплинах.

Мне нравится Нижний Новгород, он постоянно развивается. Я лично хотел бы принять участие в разработке дизайна для какого-нибудь городского события. Это очень интересная тема, и я уверен, что могу с этим справиться.

Обучение в Школе дизайна НИУ ВШЭ построено на проектном подходе и тесном взаимодействии с ведущими профессионалами индустрии. Уникальность программы заключается в формировании проектных команд, состоящих из студентов всех профилей. Они работают над проектами по брифам реального бизнеса под руководством кураторов профилей, арт-директоров брендинговых и дизайн-компаний. Параллельно студенты осваивают дизайн-программы, занимаются арт-практикой и посещают лекции по теории и истории искусства и дизайна.

До начала приема документов в бакалавриат Школы дизайна осталось совсем немного: абитуриенты Школы дизайна НИУ ВШЭ — Нижний Новгород могут подать заявку на получение скидки, заполнив форму до 31 мая.

Подробно о том, какие скидки предусмотрены для абитуриентов Нижнего в этом году, как их получить и как подать заявку, читайте на сайте.