Вклад в образование – вклад в будущее страны
Президент НИУ ВШЭ-Нижний Новгород Геннадий Рябов принял участие в работе очередной сессии Объединенного Комитета экспертов ЮНЕСКО и Международной организации труда по образованию.
На сессии рассматривались несколько глобальных вопросов, затрагивающих устойчивое развитие систем образования стран мира, в том числе:
- восстановление национальных систем образования после пандемии и уроки, которые должны извлечь из этого правительства разных стран. Дело в том, что пандемия привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах на всех континентах. На своем последнем заседании Комитет экспертов подготовил рекомендации международным организациям и правительствам стран-членов по необходимым мерам реагирования, которые должны быть направлены на поддержание и восстановление своих систем образования;
- мониторинг исполнения Программы Организации объединенных наций «Цели в области устойчивого развития (ЦУР)» на период до 2030 года, а именно цели №4 «Обеспечение качественного образования». Особую обеспокоенность ЮНЕСКО вызывает проблема неравенства доступа к образованию, с одной стороны, и дефицит учителей, с другой. По оценкам ЮНЕСКО, отмечаются низкие темпы сокращения неравенства в доступе к образованию (около 250 миллионов детей в возрасте от 6 до 18 лет по-прежнему не имеют возможность учиться в школе). А с другой стороны, для выполнения поставленных в этом международном документе целей до 2030 года потребуется дополнительно подготовить 69 миллионов учителей;
- формирование уважительного отношения к педагогической профессии и повышение социального и материального статуса учителей.
Комитет принял решение подготовить новый текст Рекомендации ЮНЕСКО о статусе учителей, которая была принята более 55 лет назад и является единственным международным документом, закрепляющим права и обязанности учителей, устанавливающим целевые ориентиры в отношении прав и обязанностей учителей, а также международные нормы их подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда.
Этот документ должен быть пересмотрен и дополнен новыми параметрами, отражающими существенные изменения в мире и в системах образования разных стран, которые произошли за это время.
Кроме перечисленных обсуждался и еще целый ряд вопросов, находящихся в фокусе мировой образовательной общественности, таких, как цифровизация в образовании и изменение роли учителя в образовательном процессе, смена предметного подхода на междисциплинарные методы, обеспечение возможности для учащегося проектировать индивидуальный образовательный маршрут, введение в образовательные программы освоения «мягких» навыков. и др.
В своем выступлении на заседании Комитета экспертов Геннадий Рябов отметил, что при анализе существующих мировых проблем в достижении международных целей устойчивого развития в сфере образования не стоит забывать и о положительных практиках, которые активно реализуются национальными системами образования разных стран при активном участии правительств, педагогической общественности и других заинтересованных сторон.
Геннадий Рябов привел примеры положительных изменений в российской системе образования. В частности, за последние несколько лет Правительство России предприняло ряд шагов по укреплению престижа педагогической профессии и повышению статуса учителя.
Геннадий Рябов
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя указом Президента Российской Федерации 2023 год был объявлен «Годом педагога и наставника». Это было сделано в год 200‑летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского. Именно Ушинский в середине XIX века первым в России писал о важности наставничества, о прямой зависимости профессиональной адаптации личности от педагогического мастерства, опыта и знаний наставника. В течение этого года в стране пройдет много мероприятий на федеральном и региональном уровнях, в том числе «Московский Международный Салон по образованию» и научно-образовательный Форум «Миссия университетского педагогического образования в 21 веке».
Также Правительство Российской Федерации учредило новый профессиональный праздник – День работника высшей школы, который будет отмечаться 19 ноября каждого года в день рождения Михаила Ломоносова — великого русского ученого, основавшего первый в стране университет в 1755.
Эта информация была с большим интересом принята членами Комитета экспертов, поскольку мандат Комитета включает также мониторинг исполнения правительствами стран двух Рекомендаций ЮНЕСКО и МОТ: «О положении учителей», принятой в 1966 году, и «О статусе преподавательских кадров высших учебных заведений школы», принятой в 1997 году.
В настоящее время члены Объединенного Комитета экспертов готовят материалы к заключительному докладу Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО, на которой будет обсуждаться «Глобальный отчет о положении учителей».
В своем заключении Комитет экспертов еще раз подчеркивает важность понимания мировым сообществом и правительствами государств того, что уровень образованности общества находится в прямой зависимости от уровня подготовки и положения учителей школы и преподавательских кадров высших учебных заведений и что изменение одного параметра этой зависимости неизбежно приводит к изменению другого в том же направлении. Вклад преподавателей в экономическое и социальное развитие стран настолько велик, что именно от них в большей мере зависит, каким наш мир будет в ХХI веке.
Объединенный комитет экспертов ЮНЕСКО и МОТ (СЕАRТ) состоит из двенадцати независимых экспертов, шесть из которых назначаются МОТ и шесть – ЮНЕСКО. Они отбираются с учетом их профессионального опыта в области образования. СЕАRТ на своих заседаниях рассматривает независимые исследования и доклады, которые предоставляются правительствами, преподавательскими организациями и международными образовательными организациями, касающиеся мониторинга исполнения правительствами стран Рекомендации ЮНЕСКО и МОТ «О положении учителей», принятой в 1966 году, и Рекомендации «О статусе преподавательских кадров высших учебных заведений школы», принятой в 1997 году.
СЕАRТ уполномочен анализировать представленные правительствами стран-членов ЮНЕСКО и МОТ доклады по таким темам, как академическая свобода и автономия учебных заведений; учителя и качество образования; привлечение, совершенствование и мотивация учителей; социальный диалог в области образования; свобода ассоциаций в высшем образовании; гендерные вопросы. На основе такого изучения СЕАRТ готовит доклад, в котором обобщает информацию о положении учителей в мире и предлагает конкретные меры правительствам, социальным партнерам и международным организациям. Доклад СЕАRТ утверждается на Генеральных ассамблеях ЮНЕСКО и МОТ и рассылается всем государствам-членам. Рабочая группа СЕАRТ по рассмотрению жалоб от учительских организаций, изучает заявления относительно несоблюдения положений Рекомендаций в государствах-членах. Она публикует результаты своих изысканий и выступает с предложениями по урегулированию конкретной проблемы или конфликта.