«Новое потрясающее поколение олимпиадников»
В нижегородском кампусе прошла торжественная церемония вручения наград призерам и победителям олимпиады «Высшая проба». Среди награжденных — 14 школьников, ставших дипломантами сразу в нескольких направлениях. Ребят поздравили студенты Вышки, которые со школьных лет успешно участвуют в олимпиадном движении и в настоящее время являются наставниками и членами жюри олимпиад.
В 2022-2023 учебном году в олимпиаде «Высшая проба» приняли участие более 230 тысяч человек, что вдвое больше, чем в прошлом. Более 100 нижегородцев заняли призовые места.
На церемонию в Нижний Новгород приехали также дипломанты из Москвы, Санкт-Петербурга, Чувашской и Удмуртской республики, республики Татарстан, Мордовия, Марий Эл, Архангельской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Кировской, Самарской и Ульяновской областей.
Олимпиада «Высшая проба» — это всероссийское состязание по 27 направлениям науки для школьников с 7 по 11 класс. Она включена в Перечень олимпиад школьников и дипломантам 11 класса дает право поступления в вузы РФ без вступительных испытаний или 100 баллов за ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады, дипломантам 7-10 классов — право принять участие сразу в заключительном этапе олимпиады в следующем году.
Задания олимпиады выходят далеко за рамки школьной программы и проверяют не только знание предмета, но и способность мыслить логически и находить нестандартные решения. Таким образом Вышка поощряет в своих будущих абитуриентах любопытство и выход за рамки привычных подходов, интерес к новым областям, самостоятельные проекты и исследования.
Максим Копылов, ученик 9 класса МАОУ «Гимназия № 67» (г. Нижний Новгород)
Олимпиада «Высшая проба» очень необычная, креативная и требует от участников соответствующих навыков. Главное – мыслить нестандартно, шире, чем видишь. Чтобы победить, нужно всецело понимать предмет изучения, и, если один подход не работает, быть способным применить другой.
Каждая предметная олимпиада уникальна, построена на ярких, запоминающихся образах. Например, в олимпиаде по биологии задача по генетике рассматривалась на примере хоббитов, а в олимпиаде по психологии мне запомнились забавные задания о ритуалах каннибалов и об изменении в восприятии людей, если во рту зажат карандаш.
Антон Лыков, студент 3 курса программы «Экономика», руководитель направления олимпиадной экономики онлайн-школы «Школково», отметил, что участие в олимпиаде «Высшая проба» развивает в школьниках «навыки коммуникации и достижения результата, которые помогут в любой сфере жизни в дальнейшем».
Антон Лыков
Когда вы будете учиться в университете, вам придется писать научные работы, как минимум, 3-4 раза. В олимпиадах часто используются задания по типу «почему это работает именно так», «приведите экономическое обоснование», «дайте характеристику некоторым данным» — это готовит вас к собственным научным исследованиям.
Поступив в университет, победители состязания часто продолжают свой олимпиадный путь, участвуя в конкурсах «Высшая лига», «Я — профессионал» и профильных проектах по своей специальности: по анализу данных, урбанистике, педагогическому мастерству, бизнесу и другим. Сборные команды Вышки успешно выступают на всероссийских и международных олимпиадах, универсиадах, чемпионатах и хакатонах. Можно продолжать быть олимпиадником, даже поступив в университет.
Капитолина Унтила, студентка 2 курса программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика», стажер-исследователь Центра языка и мозга, преподаватель олимпиадной подготовки по русскому языку
Высшая школа экономики — это университет возможностей. Олимпиадники смогут здесь продолжить свою олимпиадную жизнь, участвовать в олимпиадах. Вы умные, смелые, амбициозные — новое потрясающее поколение олимпиадников. Перед вами открыто множество дорог, и я желаю вам выбрать свою.
Михаил Кузнецов, студент 4 курса программы «Прикладная математика и информатика», член жюри Всероссийских олимпиад по экономике
Вся школьная жизнь олимпиадника — это соревнования, погоня за дипломами. В старших классах встает вопрос «А что дальше?»
Я много времени посвятил олимпиадам и понимаю, что перед ребятами стоят амбициозные цели. Они умеют планировать на долгий срок.
Высшая школа экономики — это тот вуз, в котором учебный процесс налажен так, чтобы научиться грамотно выстраивать работу над проектами. Значительное количество контрольных точек позволяет эффективно работать в течение всего времени, а не только когда уже сдавать отчет. Студенческие организации, возникающие за счет инициативы самих студентов, позволяют без использования лишних ресурсов реализовывать мероприятия любого уровня: наши студенты организовывают даже мероприятия федерального масштаба. Студенческий совет нижегородского кампуса — это идеальная модель государственного управления, где студенты независимо решают свои реальные проблемы. Учебный процесс в полной мере соответствует девизу университета: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Почти все студенты Высшей школы экономики помимо основной образовательной траектории осваивают еще одну, участвуют в проектной работе, имеют возможность изучать факультативы из любой сферы и изучать дисциплины не только в своем кампусе. Они могут даже на семестр или год поехать в Вышку, расположенную в другом городе.
Среди награжденных в нижегородском кампусе дипломантов были отмечены 14 супер-победителей — школьников, ставших дипломантами сразу в нескольких направлениях.
Дарья Сурова, Нижний Новгород, ученица 11 класса школы ЦПМ (г. Москва)
В прошлом году я тоже получила 3 диплома в «Высшей пробе»: I степени по обществознанию, II степени по русскому языку и журналистике. В этом году — дипломы III степени по обществознанию, русскому языку и социологии, но в прошлом году я писала олимпиады за 9 класс, а в этом решила попробовать за 11, поэтому соревновалась с ребятами на год старше.
В какой-то момент я ходила на все олимпиады, просто чтобы пропускать уроки, но потом поняла, что это может быть полезно для поступления. С 8 класса начала участвовать в перечневых олимпиадах, в 10 классе победила во Всероссе.
Год назад я уверена была, что стану лингвистом, но потом что-то поменялось, и я поняла, что это не мое и социальные науки мне нравятся больше. Теперь я хочу работать в сфере образования и организации образовательных центров. Планирую поступить на программу «Социология» в московскую Вышку. А уже в следующем году очень хочу начать преподавать подготовку к олимпиадам. Мне очень интересно вести семинары, лекции.
Елизавета Костина, ученица 11 класса гимназии № 136 (Нижний Новгород), дипломант I степени по социологии и философии, дипломант III степени по обществознанию и политологии
В 8 классе я поняла, что хочу участвовать в олимпиадах, но не знала, какое направление выбрать. Занималась историей, но она немного наскучила, а обществознание показалось самым близким к ней предметом. С 9 класса я участвую и побеждаю в олимпиадах по обществознанию, в прошлом году стала победителем заключительного этапа ВСОШ, а в этом я призер и победитель других перечневых олимпиад.
«Высшая проба» – моя любимая олимпиада из перечневых. Самые интересные задания были в олимпиадах по социологии и философии. Мне кажется, такие олимпиады проще писать. Тут нет четких критериев, оценивается сам ход рассуждения. Это как полет мысли. Мне нравятся философы-экзистенциалисты: Альбер Камю, Жан-Поль Сартр. Сейчас я читаю «Тошноту» Сартра. Мне близки его мысли по поводу смысла жизни, увлекают красивые метафоры.
К олимпиаде по политологии я готовилась больше всего. Она оказалась одной из самых сложных для меня. В одном из заданий нужно было написать сочинение о развитии понятия суверенитета в современном мире в контексте глобализации.
В олимпиаде по социологии нужно было рассмотреть интересный кейс, провести социологический анализ ситуации моральной паники в обществе.
В целом подготовка отняла много времени, приходилось даже пропускать занятия в школе. Я смотрела задания прошлых лет, комментарии к ним, работы победителей и комментарии проверяющих, а также изучить много дополнительной литературы.
Карина Абушаева, Уфа, ученица 11 класса школы ЦПМ (г.Москва), дипломант олимпиад по праву и основам бизнеса
Я случайно попала в сборную Башкирии по олимпиадному праву и стала победителем заключительного этапа ВСОШ в 10 классе. Мне очень понравилась эта сфера, особенно корпоративное право, позволяющее бизнесу избежать юридических проблем. Думаю, поэтому я призер по основам бизнеса, это смежные сферы. В школе таких дисциплин нет, я изучаю их самостоятельно.
Основной материал я получаю в олимпиадных сборных, который потом сама разбираю, учу и практикую на олимпиадах. Я хочу поступить в Высшую школу экономики, выучиться на юриста и потом работать в какой-нибудь крупной компании в юридическом отделе.
В праве меня привлекает возможность самореализоваться в различных сферах: от семейного права до совершенно нового цифрового.
Максим Копылов, дипломант I степени по психологии, III степени по биологии
В олимпиадах я участвую с начальной школы, ходил в секцию «2х2» по олимпиадной математике и физике в нижегородскую Вышку. В этом году я участвовал в олимпиадах по математике, биологии и психологии.
Сложно выбрать один любимый предмет. Я считаю, что человек должен быть, как Леонардо да Винчи, развит всесторонне, знать, как устроен этот мир и люди, живущие в нём.
Готовлюсь к олимпиадам я сам, но в нашей школе сильная естественнонаучная кафедра и школьные уроки очень содержательные. Очень полезный в данной ситуации навык — тайм-менеджмент. Нужно уметь распределять свое время правильно и на то, что нужно, то есть расставлять приоритеты. Учиться и побеждать в олимпиадах реально, главное – хотеть. Если тебе это нравится, то ты успеешь все.