• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В большой науке чувствую себя оруженосцем»

Она планировала поступать на востоковедение, но пришла на филологию в Вышку, ее подопечный стал призером конкурса «Высший пилотаж», а сама заняла призовое место в VI сезоне всероссийской олимпиады «Я – профессионал». Студентка 3 курса программы «Филология» Далия Домрачева рассказала пресс-службе портала о том, что самое сложное в менторстве, зачем участвовать в научных конференциях и как заразиться любовью к межкультурной коммуникации.

«В большой науке чувствую себя оруженосцем»

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Путь в филологию

В старших классах школы я мечтала поступать на востоковедение с японским языком, но в последний момент испугалась, что не смогу достойно сдать необходимую для этого историю – и осталась с ЕГЭ по любимой литературе и английскому.

В результате, для поступления я выбирала между журналистикой и филологией, потому что мне очень хотелось писать тексты самой, но большинство программ по филологии предполагают изучение литературы какой-то одной страны, а я не видела большой пользы в таком ограничении.

Так я выбрала общую филологию в Вышке и не пожалела: здесь, как я и ожидала, больше практических предметов, несколько иностранных языков, плюс объемный курс отечественной и зарубежной литератур. И, в целом, обучение построено таким образом, что формирует умение анализировать, сопоставлять факты, отличать факты от мнений, понимать закономерности.

Преподававшая у нас на 2 курсе современный русский язык Елена Безман говорила, что в гуманитарной сфере филология – это лучший базис, именно потому, что она развивает умение системно смотреть на мир и дает очень широкий кругозор, который, в свою очередь, позволяет заняться чем-то более специализированным.

И я с ней абсолютно согласна.

Менторство

Каждый год Вышка устраивает конкурс научных работ школьников – «Высший пилотаж», и с прошлого года появилась система менторства, когда студенты помогают школьникам ставить цели, задачи, технически развивать свое исследование, подсказывают какие-то идеи. Основная сложность при этом – это не писать работы за школьников. Но иногда тема настолько интересная, что хочется писать либо вместе, либо за своего подопечного.

Я участвовала в этой программе на втором и на третьем курсе. Первая моя девочка прошла на заключительный этап, а в этом году одиннадцатиклассник из Челябинска стал призером заключительного этапа конкурса. С ним мы с начала и до конца проговаривали каждую главу, каждый этап его работы. Он трудился без научного руководителя, самостоятельно – совершенно гениальный мальчик! Я надеюсь, что он поступит куда хочет.

Получается, в этом процессе заинтересованы обе стороны: студент, которому интересна научная деятельность, и школьники, которые пока не знают в какую сторону двигаться, но при этом они тоже заинтересованы в исследовании, в глубоком анализе текстов, лингвистических аспектов, и это очень-очень интересно.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Научная деятельность

Творчеством Владислава Ходасевича я занимаюсь все три года обучения в Вышке. Этот поэт творил век назад, но активно исследовать его начали только в конце ХХ века, поэтому писать о нем все равно, что ходить по минному полю – каждый день появляются новые работы, все очень убедительные и разнообразные. Спасибо Марии Марковне Гельфонд – моему научному руководителю – она держит меня в курсе всех новых текстов о Ходасевиче и просто постоянно поддерживает в научной деятельности. Поэтому я чувствую себя маленьким оруженосцем среди опытных рыцарей, зато близко к большой науке, которая развивается нон-стоп.

По возможности я всегда стараюсь участвовать в научных конференциях. Каждый раз преподаватели, профессора и эксперты дают рекомендации по развитию своей темы, направляют, в какую область имеет смысл посмотреть и где надо отредактировать терминологию, потому что термины в научной деятельности – это вещь невероятно важная. После конференций проще защищать курсовую работу, более понятно, как оформить эту курсовую работу в отдельные статьи и даже, возможно, отправить работу на НИРС.

Проекты

Я довольно активно задействована в проектах нашего факультета, например, в литературном проекте «Лестница», который был создан в январе 2021 года. За два с половиной года участия я успела побывать автором статей, контент-менеджером и сейчас выступаю в роли главного редактора, но это такая условная должность, поскольку «Лестница» сегодня – это совместный проект преподавателей и студентов, и на данном этапе преподаватели играют более весомую роль, чем раньше. Но, как ни парадоксально это звучит, в результате свободы у студентов стало даже больше. Раньше студенческая редакция из-за страха дополнительной цензуры многие темы отметала сразу, не вчитываясь и не редактируя, а преподаватели знают, как переформулировать что угодно для научно-популярного источника. Теперь на канале «Лестница» можно и о треках рэпера Noize MC после материала о Толстом почитать.

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Из запомнившихся проектов - еще создание путеводителя «Литературный Нижний за 800 шагов». Путеводитель, который мы подготовили совместно с нашими преподавателями, был призван показать всю сложность и многообразие литературного Нижнего, что Нижний – это не только Максим Горький. Например, во время войны с Наполеоном наш город на какое-то время стал одной из главных локаций русской литературы. Именно здесь, на ярмарке, собирал свою коллекцию интересных словечек и крылатых выражений людей с разных уголков России Владимир Даль, а первым, кто назвал Нижний «Нежным Новгородом», был один из самых значимых русских поэтов-авангардистов Велимир Хлебников. В этом путеводителе я отвечала за маршрут по декабристам в Нижнем Новгороде, было очень классно.

А в начале следующего учебного года мы с Тимуром Маратовичем Хусяиновым поедем в экспедицию «Северный музей: в поисках новых горизонтов коммуникации», где будем работать в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, разрабатывать буклет для его посетителей. Православная русская монастырская культура чрезвычайно интересна, но о ней исчезающе мало пишут в светских научных источниках. Я с большим предвкушением жду эту экспедицию.

«Я – профессионал»

Вообще, интересных проектов, в которых хочется поучаствовать в Вышке много, но еще нужно и учиться. Мне нравится учиться. До смешного – очень переживала, что пропускаю пары, когда поехала на заключительный этап олимпиады «Я – профессионал» в Казань. Я даже не готовилась к нему практически: второй семестр третьего курса у филологов – это Толстой и Достоевский, а с этими двумя авторами совсем нет возможности отвлечься на что-то постороннее.

Еще и форма проведения финала стала для меня неожиданностью – я предполагала, что будет устное собеседование, как на Всероссийской олимпиаде школьников по литературе, а заключительный этап «Я – профи» в Казани проходил в письменном виде. Было три тематических блока – литературоведение, языкознание и перевод. Восемь вопросов по языкознанию, шесть по литературоведению и два задания на перевод – надо было отредактировать текст на английском языке и написать ревью для книги на сайт.

Забавно получилось, что самый высокий балл у меня был за языкознание, а по любимому литературоведению – самый низкий. Я практически ничего не знала, но вопросы были очень интересные. Например, в одном задании нужно было представить, что ты молодой филолог, который пришел на киностудию, и тебе нужно снять фильм по произведению. Были описаны кратко три кадра, и в одном из них упоминается главный герой некой книги, который имеет военное прошлое, участвовал в морском сражении, и у него что-то с рукой. Я подумала, что это, скорее всего, Хемингуэй, а не Ремарк, потому что Ремарк о морском сражении писать не мог. Но я совершенно не уверена.

Несмотря ни на что, я стала призером заключительного этапа «Я – профи», и теперь через год смогу поступать во многие магистратуры без вступительных испытаний по направлению олимпиады, на филологию или лингвистику. Возможно, выберу что-то более прикладное, связанное с межкультурной коммуникацией, любовью к которой нас «заразила» Марина Владимировна Цветкова.

Мне кажется, что магистратура нужна для практического закрепления знаний, полученных в бакалавриате. На самом деле, мне всегда нравилось литературоведение, но я так и не планирую серьезно заниматься наукой, мне хочется уйти работать в менеджмент, сферу продаж, может быть. Межкультурная коммуникация как раз очень поможет в этом, а через магистратуру есть возможность выйти на практику в крутую компанию, начать карьеру с высокого старта.