• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами»

Елизавета Дмитрова, студентка магистерской программы «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, сегодня работает стажером Центра языка и мозга. Об исследовании навыков чтения у детей, компьютерных технологиях для гуманитариев и первых шагах в науке Елизавета рассказала в интервью службе портала.

«Меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами»

© Из личного архива Елизаветы Дмитровой

Интерес к освоению языка и работе мозга

Еще на четвертом курсе бакалавриата в НГЛУ им. Добролюбова я заинтересовалась психо- и нейролингвистикой. Захотелось понять, как ребенок схватывает сложные грамматические конструкции, если им никто специально не занимается. Ведь изучение второго языка без помощи специально разработанных заданий и методик происходит уже намного сложнее. Меня заинтересовало, как у людей происходит освоение языка и формирование новых навыков в целом. Мне кажется, что это очень сложный и интересный процесс.

Мне хочется изучать, как устроен и работает мозг, как в нем формируются мысли, действия, решения, восприятие окружающего мира. Не уверена, что ответы на эти вопросы будут найдены в ближайшее время, но даже возможность попытаться на них ответить – уже здорово. Я решила продолжить образование в области психо- и нейролингвистики.

Магистратура как путь в нейролингвистику

К магистратуре в нижегородской Вышке я долго присматривалась, колебалась. Дело в том, что я побаивалась программирования — сложно у меня с техническими науками. До этого я занималась чисто гуманитарной наукой, никаких компьютерных технологий я не изучала. В бакалавриате было больше педагогики, классической лингвистики, и мне это нравилось. Решающим фактором, толчком, чтобы пойти на магистерскую программу «Прикладная лингвистика и текстовая аналитика», стала возможность заниматься исследованиями в нейролингвистике.

Как и нейролингвистика, компьютерная обработка языка — это развивающаяся область науки. К тому же здесь я могу применить свои гуманитарные лингвистические знания. Мне показалось, что это все хорошо совмещается между собой, и нужно попробовать.

Компьютерные науки и лингвистика

Я считаю, что, помимо изучения теоретических лингвистических дисциплин, сегодня очень полезно знать компьютерные программы, особенно связанные с основной специальностью. В магистратуре у нас много программирования: Python, различные библиотеки этого языка, которые помогают в обработке текстов. Также учимся работе с корпусами и интерпретации полученных результатов. Без предварительной подготовки мне, конечно, трудно, но я стараюсь потихоньку осваивать.

Мне нравится, что я изучаю области программирования, связанные с моим базовым гуманитарным образованием, с лингвистикой, а не просто компьютерные науки.

Об исследовании навыков чтения у детей

В начале первого курса я поделилась со своим научным руководителем Марией Викторовной Худяковой, что мне было бы интересно поработать с детской речью. Она рассказала, что есть такой проект Центра языка и мозга, который ведется уже не первый год.  Получается, что я и для Центра делаю нужную работу, приношу конкретную пользу, и мои интересы тут учтены. И так получилось, что уже первый мой курсовой проект в магистратуре, посвященный изучению навыков чтения детей, соответствует моим глобальным целям в изучении лингвистики.

Курсовая работа стала частью более крупного проекта по разработке теста для оценки навыков чтения вслух на русском языке КАРАСИК. Тест впоследствии может быть использован, например, для определения у детей предпосылок к дислексии. Моя часть исследований касалась стандартизации разрабатываемого теста, четкого выделения показателей нормы.

Работа началась осенью с просмотра литературы, знакомства с теорией, тестами и вопросами. Потом проводилось тестирование детей в школах и разметка полученных результатов: определение скорости чтения, выделение ошибок и так далее. Это был самый интересный процесс.

Последующие месяцы были посвящены самому сложному для меня этапу — работе с данными.

Иногда легко обмануться и увидеть в данных то, чего в них нет, найти зависимости между процессами на самом деле независимыми и, таким образом, сделать неправильные выводы.

В курсовой работе я хотела больше поработать над процессом понимания прочитанного. Я пыталась выявить наличие или отсутствие влияния скорости и правильности чтения на понимание текста и ответы на вопросы после него. Мое исследование не обнаружило ни прямой, ни обратной зависимости между скоростью чтения и правильностью ответов на вопросы по тексту. Это теоретически означает, что фокусирование только на скорости чтения не всегда может дать исчерпывающую оценку навыкам понимания текста.

Результаты проекта могут быть учтены при тестировании навыков чтения у школьников и выявления трудностей у учащихся, однако общие выводы можно будет сделать только после проведения дополнительных исследований — с большим количеством участников и различными предъявляемыми текстами.

Стажировка в Центре языка и мозга

С апреля 2023г. я работаю в Центре языка и мозга в качестве стажера-исследователя. В ближайшее время я буду заниматься исследованием влияния усталости на речь, устный дискурс. Передо мной стоит определенное количество задач, которое необходимо сделать. Здесь мы только начали работу.

В Центре реализуется много других интересных проектов: коллеги занимаются нейролингвистическим сопровождением операций с пробуждением, изучением лингвистических и нейрональных механизмов нарушений речи и их динамики у пациентов после нейрохирургических операций, изучают особенности устной речи в различных функциональных состояниях. Мне как новичку более опытные коллеги охотно помогают с освоением процедур тестирования, методов анализа и с преодолением любых других трудностей. Чувствуется, насколько все заинтересованы в изучаемой теме, и это не может не мотивировать.

Хотелось бы продолжать хорошо справляться со своей работой и заниматься исследованиями дальше, приносить своей работой общественную пользу. Больше всего меня увлекает возможность понять, как устроен наш мир и мы сами, или хотя бы приблизиться к этому пониманию. Конечно, ответов на некоторые вопросы, мы, возможно, никогда не сможем найти, однако сама попытка это сделать для меня многое значит.