«Вышка стоит каждого восторженного слова в свой адрес»
«Очень важно четко знать, зачем ты поступаешь именно в Школу дизайна и полностью осознавать серьезность своих намерений» – студент 2 курса Школы дизайна НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Андрей Овцынов рассказал службе портала о том, как бум нейросетей изменил учебный план бакалаврской программы «Дизайн», каким образом технический диплом влияет на выбор направления и где начинающий веб-дизайнер может черпать вдохновение.
– С чего началась ваша история с Вышкой?
– Мой путь в Вышку был несколько длиннее, чем у остальных ребят, с которыми я учился минувший год. После школы я поступил в Нижегородский радиотехнический колледж, получил диплом по специальности «Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов» и, отработав два года по специальности, решил сменить сферу. Просто я в какой-то момент понял, что в профессиональной деятельности мне не хватает творчества. А что может быть более творческого с одной стороны, и технического, с другой, чем дизайн?
Вышка привлекла меня своей репутацией и уникальным для нашей страны подходом к обучению, о котором я знал со слов одноклассников, учившихся в этом вузе.
– И что можете сказать по итогу прошедшего учебного года? Насколько оправдались ожидания?
– Что могу сказать – Вышка стоит каждого восторженного слова в свой адрес, и мне есть с чем сравнивать.
Мне очень нравится, что преподаватели здесь действительно интересуются мнением студентов, мне импонирует этот элемент соучастия – студент может непосредственно влиять на учебный процесс. Здорово, что учебная программа корректируется прямо по ходу обучения в ответ на появление новых технологий, ведь цифровая сфера сейчас развивается невероятно быстро. К примеру, не секрет, что на этот год пришелся бум нейросетей, и уже во втором полугодии нас обучали ими пользоваться, хотя, казалось бы, программа составлена много раньше, и никто не обязан нас этому учить.
А ещё мне нравится, как в Вышке общие и дополнительные предметы гармонично вписываются в учебный процесс. Много полезных знаний дали право, экономика, философия и другие дисциплины – они подаются очень ненавязчиво и при этом адаптированы под студентов с разным уровнем знаний. Нет такого, как часто бывает в других вузах, когда каждый преподаватель считает свой предмет самым важным. Так что получается без проблем сосредотачиваться на профильных дисциплинах.
– Сложно учиться?
– Программа очень насыщенная, приходится постоянно концентрироваться на учебе. Теперь все мое свободное время — это время Школы дизайна НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, но, когда знаешь, зачем это все, получаешь удовольствие от освоения даже такого огромного количества новых знаний.
В каждом модуле мы работаем над учебным проектом по своему выбору. При этом, поставленные задачи и сам формат зачета – защита проекта в конце модуля – максимально приближены к реальной работе с заказчиком. В ходе работы над проектом мы постоянно консультируемся с куратором, который всегда скорректирует неудачные моменты и поможет выбрать правильную траекторию решения. После каждого модуля чувствуется существенный рост, чего не было в моём прошлом месте учебы.
По специальности у нас есть курсы по истории и теории искусства, поскольку очень важно ориентироваться в эпохах и стилях, чтобы иметь возможность черпать вдохновение, в том числе, в работах авторов прошлого. Кроме того, курс предусматривает такую дисциплину, как «Технология», в рамках которой нас учат работать с необходимыми дизайнерам программами, ну а навыки, которые мы получаем, тут же применяются при работе с проектом. Такой круговорот теории и практики.
По итогам первого года обучения мы выбираем себе направление, веб-разработку или коммуникационный дизайн.
– Вы выбрали коммуникационный дизайн?
– Как раз наоборот, я выбрал веб-дизайн. Взвесив все за и против, я решил, что хочу заниматься разработкой сайтов, приложений, интерфейсов.
Во-первых, в силу моего технического образования это направление мне ближе и понятнее. То есть, в веб-дизайне есть и очень существенная доля творчества, которой мне не хватало в моей прежней профессии, и, при этом, есть максимально чётко поставленная задача, которую нужно просто выполнить с помощью технических инструментов.
А во-вторых, я за этот год понял, что коммуникационный дизайн – это очень жесткая конкурентная среда, которая выматывает тебя эмоционально. Мне тяжело работать с людьми, когда заказ представляет из себя нечто абстрактное: «Сделайте красиво, чтобы мы это повесили на стену, и всем понравилось».
– То есть, в коммуникационном дизайне вас не устраивает, собственно, коммуникация. А какие мягкие навыки необходимы для выбранной вами специализации?
– Насколько я могу судить, стрессоустойчивость и общительность не менее важны, чем в коммуникационном дизайне. Кроме того, во время защиты проектов я понял, что дизайнеру необходимы навыки самопрезентации и презентации своей работы. У нас на курсе есть очень талантливые ребята, но в силу некоторой своей внутренней зажатости им достаточно сложно привлечь внимание к своему проекту, который, на самом деле, очень хорош и лишь нуждается в правильной подаче.
А вообще, на мой взгляд, все, что нужно, есть в учебном плане – программа составлена очень скрупулезно, и в то же время в ней нет ничего лишнего. Возможно, потом, поработав в отрасли, я пойму, что мне чего-то не хватило, и буду добирать умения и навыки при помощи дополнительных курсов. Но пока я не вижу в этом необходимости.
– Хотите что-то сказать абитуриентам этого года? Возможно, напутствие?
– Очень важно четко знать, зачем ты поступаешь именно в Школу дизайна и полностью осознавать серьезность своих намерений, поскольку, нагрузка достаточно высокая и времени хватает только на учебу, по крайней мере, на первом курсе. Сюда стоит поступать не просто ради вышкинского диплома, а для того, чтобы связать свою жизнь именно с этой сферой.
В 2023 году бакалаврская программа «Дизайн» предлагает 40 коммерческих мест и 2 платных места для иностранных граждан.
Подробнее о поступлении на бакалаврскую программу «Дизайн» смотрите на странице Школы дизайна – Нижний Новгород