• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В Вышке есть куда тянуться и на кого равняться»

«Вышка была для меня, как звезда на небе, – такая же прекрасная и недостижимая» – студент 3 курса бакалаврской программы «Математика» Юрий Зорин рассказал службе портала, какой лучший подарок можно сделать юному математику, что может показаться абитуриенту Вышки настоящим чудом и чем так привлекательно для студента наставничество.

«В Вышке есть куда тянуться и на кого равняться»

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Книга – лучший подарок не только для филолога

Думаю, что практически у всех математиков, и я тут не исключение, интерес к этой области знаний возник в достаточно раннем возрасте – в младших классах школы, если не в детском саду, когда человек впервые соприкасается с фигурами и цифрами, учится их сравнивать, складывать и вычитать. Но лично я очень хорошо помню переломный момент, когда понял, что математика – это на всю жизнь.

Я тогда учился во втором классе, и мама купила мне огромную, красочно иллюстрированную книгу по математике для 1-4 класса. Мне очень понравилось ее рассматривать, там все было логично и увлекательно написано, по ней я изучал то, что мы еще не проходили, и мне абсолютно все было понятно. Меня это невероятно вдохновило, и я для себя решил, что стану изучать математику и развиваться в этой сфере.

Звезда по имени Вышка

Про Вышку я узнал от своего друга, который на ЕГЭ тоже получил хорошие баллы. А когда я увидел его имя в списках подавших документы (тогда они еще не были анонимными) то решил: «Что я теряю?» и тоже подал документы в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Тем более, что все документы можно было подать онлайн, и не было необходимости приезжать в Нижний из моих родных Шатков.

Вышка была для меня на тот момент, как звезда на небе, - такая же прекрасная и недостижимая. Поэтому документы-то я подал, но согласие на зачисление отнес в другой вуз, где проходной балл на бюджет был значительно ниже.

Но тут случилось то, что тогда показалось почти чудом, – мне позвонил мой будущий академический руководитель и сообщил, что я в «зеленой волне».

Мне кажется, такое есть только в Вышке: «зеленая волна» – это список абитуриентов, которым гарантируется поступление на бюджет при условии, что они подтверждают свое согласие к определенному сроку, еще до приказа о зачислении. Я, конечно, тут же пошел и переложил свое заявление о согласии в Приемную комиссию Вышки.

Математика и мир

Так я попал на бакалаврскую программу «Математика» в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород и был уверен, что теперь я молодец и все испытания позади, а еще я думал, что на первом курсе мы начнем заниматься математикой с уровня профильного ЕГЭ. Но я немножко просчитался, потому что с первой же пары нам начали рассказывать про фундаментальные основы математики, которая, собственно, описывает весь наш мир.

На нашей программе мы рассматриваем именно фундаментальную математику с акцентом на изучении, как все устроено, а не на том, как это применить в жизни. На программе мы в том числе занимаемся исследованиями – создаём новые знания. То есть, любая статья, любой научный труд, который выходит из-под наших рук, – это что-то совершенно новое, такое, что в этом мире ещё никто не делал.

Впрочем, если не углубляться в научные исследования, то математика может стать хорошим фундаментом, например, для программистов, потому что с каждым годом программирование становится все более наукоемким, и простого знания языков программирования и алгоритмов уже недостаточно. Например, взять так популярные сегодня нейросети, самая простейшая модель Перцептрон – это просто математическая формула. Соответственно, если мы хотим разбираться в нейросетях, то в идеале нужно изначально получить знания еще и по математике.

Вообще, математика является важной составной частью разных направлений, и многие наши студенты, не заинтересовавшиеся чистой наукой, развиваются в разных направлениях. Например, в экономике, так как математика описывает и бизнес-процессы в том числе.

Это даже хорошо, что пока нам плохо

Да, первое время было очень сложно, потому что начали мы не с примеров уровня ЕГЭ, к которым я привык еще в школе, а сразу с высшей математики. На самостоятельную работу в начале я тратил порядка 40 часов в неделю, чтобы просто понять, что происходит. Я тогда, конечно, очень пожалел, что не научился читать учебники по математике еще в школе. Дело в том, что школьная программа по математике довольно простая, и у меня не было необходимости читать учебник, поэтому в вузе с этим у меня поначалу были проблемы.

© из личного архива Юрия Зорина

Сложности адаптации добавляла еще некоторая жилищная неустроенность – когда я только начал учиться, общежитие Вышки на Львовской ремонтировалось, и пару месяцев нам пришлось пожить в другом. Но мы с ребятами поддерживали друг друга, я был старостой, решал разные административные вопросы. Но потом мы переехали в свежеотремонтированное общежитие на Львовской, и все наладилось прекрасным образом ­– замечательное общежитие блочного типа, абсолютно комфортное место, где я живу по сегодняшний день.

В общем, период адаптации у меня был не очень простой, но он был не больше полугода, потом все наладилось, и теперь я никаких проблем со временем и обучением не испытываю, даже начал немного подрабатывать – репетирую детей по математике.

Зорин и дети

Мне в целом нравится работать с детьми. Начал я с ними работать еще на первом курсе, когда набирали волонтеров для наблюдения за участниками олимпиад школьников. А в ноябре 2022 мне предложили поехать в детский оздоровительный лагерь «Лазурный», где в рамках одной специальной смены преподаватели и студенты Вышки сопровождали два направления – «Исследовательская математика» и «Проектная деятельность». Мы преподавали проектную деятельность вместе с Анастасией Матукиной и Евгением Бигаевым.

Было очень здорово, мы получили замечательные отзывы от детей, с которыми работали. Тогда я понял, что мне нравится наставничество, но преподавать я хочу все-таки свою любимую математику. И, когда в феврале этого года Владислав Галкин предложил мне участие в «Интеллектуале 2023», который проводился на базе «Салют», я с радостью согласился.

В «Салюте» я был наставником у группы детей, которые готовили проект «Прикладной анализ данных в бизнес-задачах», где мы исследовали dataset отелей с точки зрения владельца отеля – что изменить в своей стратегии для получения максимальной выгоды. Было очень круто! Причем, мы были не просто наставниками, а еще и вожатыми – то есть, общались с детьми буквально целыми сутками. И это еще более позитивный опыт, потому что мы могли контактировать с детьми постоянно, соответственно, лучше понимать их и подбирать форматы обучения ещё более гибко, индивидуально.

Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся

Особо хотелось бы сказать о преподавателях нашей программы, уровень которых фантастически высок. Каждый из них, независимо от того, что он преподает, не останавливается на достигнутом, а развивается дальше. Это легко понять по их страничкам на сайте, раздел «статьи» на которых у них постоянно пополняется. Они постоянно профессионально растут и «заражают» этим своих студентов. Нам есть куда тянуться и на кого равняться.