• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты НИУ ВШЭ выиграли 1 миллион рублей в конкурсе стартапов

Егор Хорев, выпускник НИУ ВШЭ – Нижний Новгород по направлению «Прикладная математика и информатика», отправил заявку и выиграл грант в 1 миллион рублей по программе «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям. Его проект для продавцов маркетплейсов «Система динамического ценообразования» также стал темой выпускной квалификационной работы в формате «Стартап как диплом».

Студенты НИУ ВШЭ выиграли 1 миллион рублей в конкурсе стартапов

© iStock

Егор Хорев заинтересовался технологическим предпринимательством еще на 1 курсе бакалавриата «Прикладная математика и информатика», когда студенты только начинают разрабатывать собственные проекты. Общаясь с экспертами и анализируя различные рынки, студенты получают общее понимание процессов и потребностей основных игроков.

К 3 курсу у Егора Хорева и Виктора Шатилова, студента программы «Программная инженерия», родилась идея создать сервис автоматизации для онлайн-ритейлеров, способный самостоятельно управлять ценой товара на маркетплейсе на основе заданных показателей.

Егор Хорев, выпускник НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Егор Хорев, выпускник НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Онлайн-ритейлу свойственна обработка больших объемов данных: товару нужно постоянно быть в рынке, чтобы его цена была конкурентоспособной и одновременно обеспечивала оптимальную прибыль продавцу.

Многие продавцы на маркетплейсах нанимают сотрудников, которые вручную отслеживают заданные параметры, проверяя и обновляя данные по инструкции. Они анализируют рыночные и бизнес-показатели, такие как мониторинг цены, скорость продажи товара, мониторинг цены конкурента, количество товара на складе, количество дней без продаж, сезонность, позиции в поисковой выдаче по ключевому запросу и т.д. Система может работать с неограниченным количеством подобных показателей.

Студенты решили использовать технологии машинного обучения, которые с помощью алгоритмов позволяют работать с данными «быстро и умно». К концу 3 курса они создали «Систему динамического ценообразования» – веб-сервис, который решает для продавцов электронной коммерции проблему оптимального управления ценой товара.

 «У нас получился веб-сервис на стыке технологий, – объясняет Егор. – Чтобы система была отказоустойчивой и работала быстро, она должна уметь работать с большими данными, это направление «Программной инженерии».  Однако, когда система спарсила (to parse - разбирать, анализировать, англ.) данные, она должна обработать их и быстро решить, что с ними делать, – увеличить цену или уменьшить, и здесь уже работает прикладная математика – алгоритмы, которые лежат в основе управления ценообразованием».

На 4 курсе студентам стало понятно, что этот проект можно вполне использовать как дипломную работу. Егор Хорев углубился в алгоритмы ценообразования, а Виктор Шатилов разрабатывал архитектуру проекта и его программную реализацию.

Виктор Шатилов, выпускник НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Виктор Шатилов, выпускник НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

В течение выпускного курса в бакалавриате мы развивали этот проект как бизнес-идею, как стартап, и одновременно описывали его для дипломной работы. Нам необходимо было предложить алгоритм, который порекомендует наилучшую цену в соответствии с заданной стратегией. В итоге мы создали конечный образ проекта – веб-сервис, который сам управляет ценой товара.

На основе заданной стратегии система сама устанавливает оптимальную цену товара. Сейчас, на старте, система может оценивать порядка 10 параметров, но после доработки она сможет «учитывать любые условия, включая погодные».

Информационная система интегрируется с личным кабинетом продавца на маркетплейсе, благодаря чему продавец может самостоятельно выполнить первичную настройку и выбрать одну из стратегий ценообразования:

  • «успеть продать до следующей поставки»;
  • «продавать максимальное количество товара в день»;
  • «продавать товар по максимальной цене»;
  • «продавать по самой минимальной цене» и т.д.

Чтобы получить возможность развивать свой веб-сервис, студенты отправили его на «Студенческий стартап» – программу, реализуемую Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Её цель – грантовая поддержка стартап-проектов студентов российских вузов. По итогам IV очереди конкурсного отбора «Система динамического ценообразования» получила финансовую поддержку в размере 1 миллион рублей.

«Сейчас, после победы в грантовом конкурсе, мы сможем улучшать наши алгоритмы, коммерциализировать систему, и это позволит нам масштабироваться, выходя на крупнейшие российские маркетплейсы с конкурентным продуктом», - отмечает Егор.

Дмитрий Сидоров, заведующий Центром предпринимательства НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Сидоров Дмитрий Викторович

Вышка особым образом стимулирует и поддерживает студентов, которые занимаются стартапами. Если студент к выпускному курсу создает свое коммерческое предприятие, то его отчет о создании стартапа может быть засчитан в качестве дипломной работы в формате «Стартап как диплом» при соблюдении основного требования – тема должна быть непосредственно связана с направлением обучения.

Студент может использовать профильные знания, связанные с его факультетом и образовательной программой, самым широким образом, и один из возможных треков – создание бизнеса в профильной сфере. А с появлением федерального комплекса программ «Платформа студенческого технологического предпринимательства» инструменты поддержки на уровне нацпроектов здорово расширились.

Если студент видит развитие своего профиля в качестве предпринимательского проекта, то кроме академической поддержки со стороны Вышки он может получить еще и грантовое финансирование от Фонда содействия инновациям, и снять дефицит ресурсов, связанный с обеспечением на начальной стадии.