• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Нижнем Новгороде состоялся педагогический форум «Август 2023. Образование для экономики»

«Здесь вырабатывается стратегия развития всей системы образования региона, происходит обмен лучшими практиками между образовательными учреждениями и управлениями образования в разных районах»: эксперты и преподаватели НИУ ВШЭ приняли участие в областном педагогическом форуме Нижегородской области «Август 2023. Образование для экономики».

В Нижнем Новгороде состоялся педагогический форум «Август 2023. Образование для экономики»

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

В Нижнем Новгороде состоялся традиционный областной августовский педагогический форум, посвященный началу нового учебного года. Более 3 000 специалистов из всех муниципалитетов региона на 38 различных площадках сообща определили основные векторы развития нижегородской системы образования.

Основной темой форума в этом году стало «Образование для экономики». Открывая пленарную часть форума, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин подчеркнул чрезвычайную важность подготовки квалифицированных технических кадров для экономики региона.

Андрей Чечерин
© Пресс-служба Министерства образования и науки Нижегородской области

«На таких форумах вырабатывается стратегия развития всей системы образования региона, происходит обмен лучшими практиками между образовательными учреждениями и управлениями образования в разных районах. Подобные мероприятия особенно нужны в канун нового учебного года. Мы поздравляем наших педагогов, говорим спасибо за их благородный труд», – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин.

В своем выступлении во время пленарного заседания и.о. министра образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков акцентировал, что на сегодняшний день основная задача – правильно сочетать различные уровни образования для решения задач нижегородской экономики.

Михаил Пучков
© Пресс-служба Министерства образования и науки Нижегородской области

«Сейчас очень важно дать детям понимание своего места в экономике, научить их использовать свои таланты и вносить вклад в экономику региона и страны в целом. Для решения поставленной задачи у нас есть все необходимое: например, в регионе отлично работают модели, где элементы системы профориентации используются в детских садах. Таких практик должно становиться все больше», – сказал Михаил Пучков.

Серова Наталья Александровна

Наталья Серова

«Высшая школа экономики – один из партнеров Министерства образования и науки Нижегородской области, – прокомментировала заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Серова. ­­– В рамках этого партнерства сегодня, помимо участия в пленарном заседании, наши коллеги принимают участие в семинарах и мастер классах по различным приоритетным направлениям развития нашего региона. Вышка в целом включена в различные программы и проекты, которые позволяют изменяться системе образования и получать надежные и качественные результаты в области образования».

В рамках трека «Кадры», где определялись ключевые аспекты организации эффективной работы муниципальных управленческих команд системы образования и управленческих команд образовательных организаций, доцент кафедры организационной психологии Светлана Савинова провела семинар «Работа в управленческой команде» для руководителей организаций СПО. Во время семинара участники обсудили, какой должна быть управленческая команда. Внутри аудитории разделились мнения по поводу того, какая команда оптимальна для образовательного учреждения – хорошо подобранная группа сотрудников, которые долгое время работают вместе и успешно взаимодействуют друг с другом, или команда, в которой четко распределены функции и роли, ориентированная на контрастный результат.

Светлана Савинова
© Пресс-служба Министерства образования и науки Нижегородской области

«Тема вызвала живой отклик у собравшихся руководителей колледжей и техникумов, – рассказала Светлана Савинова. – Очевидно, что такие встречи нужны, но они недостаточны, поскольку фактически являются лишь анонсом того, о чем можно говорить более предметно и подробно.

В частности, мы сейчас готовим программу профпереподготовки в области педагогических наук. Она называется «Практическая педагогика и образование» и будет полезна всем, кого интересуют современные тенденции в педагогике и образовании в целом».

В рамках трека «Воспитание» директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий провел встречу с руководителями школ «Образовательная успешность учащихся начальной школы: особенности, факторы, стратегии повышения».

Во время встречи спикеры представили руководителям образовательных учреждений, принимающих участие в проекте, результаты первого года реализации проекта лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.

Проект лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность, стартовал в прошлом году в Нижегородской области и реализуется в партнерстве московского и нижегородского кампусов НИУ ВШЭ, ПИМУ и Министерства образования и науки Нижегородской области. Оно включает обследование 5,5 тысяч учащихся, а также их родителей, учителей, педагогов-психологов и опирается на методы количественных опросов, интервью и тестирование функциональной грамотности. Респонденты представляют 42 школы из девяти муниципальных образований Нижегородской области. Все это в совокупности дает объемную комплексную картину факторов, связанных с школьной успешностью и показывает, что влияет на формирование и динамику успешности или неуспешности школьников.

Встреча стала первой для представления участникам проекта результатов исследования, которые характеризуют управленческие педагогические стратегии, позволяющие повышать качество образования, повышая число успешных детей.

Сергей Косарецкий рассказал о том, что наряду с внешними, неуправляемыми факторами, такими как большое число детей на одного педагога или высокий процент детей с неродным русским языком, которые очевидно негативно связаны с образовательными результатами, был выявлен и ряд управляемых факторов. Так практики высоких педагогических ожиданий от детей работают на рост образовательных результатов, а разнообразие методов преподавания у педагога и его готовность перестраивать свой образовательный процесс напрямую связаны с уровнем достижений в читательской грамотности.

Косарецкий Сергей Геннадьевич

Сергей Косарецкий

«Помимо академических и научных знаний, которые важны для университетов, участвующих в проекте, мы стремимся построить работу таким образом, чтобы получаемые данные имели практическую ценность для тех школ, которые вовлечены в проект. И, как мне кажется, в итоге эта встреча будет способствовать более ясному представлению не только о том, как это конкретное исследование полезно для школ нижегородской области, но и о том, что современная наука в целом может выстраивать диалог с практиками, давать рекомендации, позволяющие практикам улучшать свою работу» – подытожил Сергей Косарецкий.