В Нижнем Новгороде состоялся педагогический форум «Август 2023. Образование для экономики»
«Здесь вырабатывается стратегия развития всей системы образования региона, происходит обмен лучшими практиками между образовательными учреждениями и управлениями образования в разных районах»: эксперты и преподаватели НИУ ВШЭ приняли участие в областном педагогическом форуме Нижегородской области «Август 2023. Образование для экономики».
В Нижнем Новгороде состоялся традиционный областной августовский педагогический форум, посвященный началу нового учебного года. Более 3 000 специалистов из всех муниципалитетов региона на 38 различных площадках сообща определили основные векторы развития нижегородской системы образования.
Основной темой форума в этом году стало «Образование для экономики». Открывая пленарную часть форума, заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин подчеркнул чрезвычайную важность подготовки квалифицированных технических кадров для экономики региона.
«На таких форумах вырабатывается стратегия развития всей системы образования региона, происходит обмен лучшими практиками между образовательными учреждениями и управлениями образования в разных районах. Подобные мероприятия особенно нужны в канун нового учебного года. Мы поздравляем наших педагогов, говорим спасибо за их благородный труд», – отметил заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Чечерин.
В своем выступлении во время пленарного заседания и.о. министра образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков акцентировал, что на сегодняшний день основная задача – правильно сочетать различные уровни образования для решения задач нижегородской экономики.
«Сейчас очень важно дать детям понимание своего места в экономике, научить их использовать свои таланты и вносить вклад в экономику региона и страны в целом. Для решения поставленной задачи у нас есть все необходимое: например, в регионе отлично работают модели, где элементы системы профориентации используются в детских садах. Таких практик должно становиться все больше», – сказал Михаил Пучков.
Наталья Серова
«Высшая школа экономики – один из партнеров Министерства образования и науки Нижегородской области, – прокомментировала заместитель директора НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Наталья Серова. – В рамках этого партнерства сегодня, помимо участия в пленарном заседании, наши коллеги принимают участие в семинарах и мастер классах по различным приоритетным направлениям развития нашего региона. Вышка в целом включена в различные программы и проекты, которые позволяют изменяться системе образования и получать надежные и качественные результаты в области образования».
В рамках трека «Кадры», где определялись ключевые аспекты организации эффективной работы муниципальных управленческих команд системы образования и управленческих команд образовательных организаций, доцент кафедры организационной психологии Светлана Савинова провела семинар «Работа в управленческой команде» для руководителей организаций СПО. Во время семинара участники обсудили, какой должна быть управленческая команда. Внутри аудитории разделились мнения по поводу того, какая команда оптимальна для образовательного учреждения – хорошо подобранная группа сотрудников, которые долгое время работают вместе и успешно взаимодействуют друг с другом, или команда, в которой четко распределены функции и роли, ориентированная на контрастный результат.
«Тема вызвала живой отклик у собравшихся руководителей колледжей и техникумов, – рассказала Светлана Савинова. – Очевидно, что такие встречи нужны, но они недостаточны, поскольку фактически являются лишь анонсом того, о чем можно говорить более предметно и подробно.
В частности, мы сейчас готовим программу профпереподготовки в области педагогических наук. Она называется «Практическая педагогика и образование» и будет полезна всем, кого интересуют современные тенденции в педагогике и образовании в целом».
В рамках трека «Воспитание» директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ Сергей Косарецкий провел встречу с руководителями школ «Образовательная успешность учащихся начальной школы: особенности, факторы, стратегии повышения».
Во время встречи спикеры представили руководителям образовательных учреждений, принимающих участие в проекте, результаты первого года реализации проекта лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность.
Проект лонгитюдного исследования факторов, влияющих на школьную неуспешность, стартовал в прошлом году в Нижегородской области и реализуется в партнерстве московского и нижегородского кампусов НИУ ВШЭ, ПИМУ и Министерства образования и науки Нижегородской области. Оно включает обследование 5,5 тысяч учащихся, а также их родителей, учителей, педагогов-психологов и опирается на методы количественных опросов, интервью и тестирование функциональной грамотности. Респонденты представляют 42 школы из девяти муниципальных образований Нижегородской области. Все это в совокупности дает объемную комплексную картину факторов, связанных с школьной успешностью и показывает, что влияет на формирование и динамику успешности или неуспешности школьников.
Встреча стала первой для представления участникам проекта результатов исследования, которые характеризуют управленческие педагогические стратегии, позволяющие повышать качество образования, повышая число успешных детей.
Сергей Косарецкий рассказал о том, что наряду с внешними, неуправляемыми факторами, такими как большое число детей на одного педагога или высокий процент детей с неродным русским языком, которые очевидно негативно связаны с образовательными результатами, был выявлен и ряд управляемых факторов. Так практики высоких педагогических ожиданий от детей работают на рост образовательных результатов, а разнообразие методов преподавания у педагога и его готовность перестраивать свой образовательный процесс напрямую связаны с уровнем достижений в читательской грамотности.
Сергей Косарецкий
«Помимо академических и научных знаний, которые важны для университетов, участвующих в проекте, мы стремимся построить работу таким образом, чтобы получаемые данные имели практическую ценность для тех школ, которые вовлечены в проект. И, как мне кажется, в итоге эта встреча будет способствовать более ясному представлению не только о том, как это конкретное исследование полезно для школ нижегородской области, но и о том, что современная наука в целом может выстраивать диалог с практиками, давать рекомендации, позволяющие практикам улучшать свою работу» – подытожил Сергей Косарецкий.
Косарецкий Сергей Геннадьевич
Центр общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского: Директор центра
Савинова Светлана Юрьевна
Кафедра организационной психологии (Нижний Новгород): Доцент
Серова Наталья Александровна
НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде: Заместитель директора филиала