В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла защита проектов команд-участников интенсива по праву «В Вышку за проектом»
В интенсиве приняли участие старшеклассники из школ и лицеев Нижнего Новгорода, Нижегородской и Московской областей. Восемь команд в течение четырех недель решали проектную задачу по праву под руководством своих наставников и менторов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
В «Вышку за проектом» – это проектный интенсив для учеников 10-11 классов. Вместе со своими учителями-кураторами школьники получают от преподавателя Высшей школы экономики проектную задачу в рамках конкретной предметной области, решение которой им предстоит найти в течение 4-х недель и представить на публичной защите.
На установочной лекции доцент кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Омар Рашидов предложил участникам проанализировать систему трудоустройства несовершеннолетних и сформулировать предложения по усовершенствованию законодательства в этой области права.
По условиям проектной задачи в качестве итогового проекта ребята должны были подготовить памятку по трудоустройству несовершеннолетних, отразив в ней порядок трудоустройства, условия труда, гарантии и льготы.
На первом этапе интенсива, посвященного праву и юридическим вопросам, работа велась удаленно. Участники интенсива должны были распределить задачи и роли, заполнить чек-листы и сформировать паспорт проекта. Менторы команд из числа студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород традиционно давали школьникам обратную связь в форме писем и индивидуальных консультаций, направляли в поисках информации, помогали ее структурировать.
Защита проектов прошла в стенах Высшей школы экономики, где школьники получили экспертную оценку от доцента кафедры конституционного и административного права НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Омара Рашидова, эксперта отдела профориентации, олимпиад и конкурсов Антона Лыкова и студентки 3 курса образовательной программы «Юриспруденция» Дарьи Горковской.
«Участие в интенсиве «В Вышку за проектом» – это отличная возможность познакомиться со студентами и преподавателями нашего университета, – пояснила эксперт отдела профориентации, олимпиад и конкурсов Алина Милова. – Ребята также получили бесценный опыт проектной деятельности, используя ресурсы Высшей школы экономики».
Алина Милова
За 4 недели интенсива школьники учатся работать в команде, распределять обязанности и планировать свою проектную деятельность. На мой взгляд, ключевыми моментами в подготовке являются коммуникация и тайм-менеджмент. Кроме того, свои проектные решения ребята могут использовать для участия в других конкурсах Вышки, например, в «Высшем пилотаже».
За короткий срок участия в проекте в смешанных командах ученики десятых и одиннадцатых классов успели «сработаться», научились сотрудничать, решая общую задачу, и эффективно распределять время.
Ребята предложили самые разные варианты решения поставленной задачи. Так команда «Корпорация интеллектуалов» МБОУ «Школа №37» создала свой карт-сайт – руководство по безопасному трудоустройству несовершеннолетних, где на кликабельных карточках записаны все условия трудоустройства несовершеннолетних – правила оформления медкнижки, время работы и отдыха, виды работ, на которые им запрещено устраиваться, а также их права и обязанности.
Александра Малькова, МБОУ Школа №37
Интенсив «В Вышку за проектом» дает возможность попробовать себя в новых профессиях и отраслях, таких как разработчик сайтов, аналитик или социолог. Помогает понять, чем ты хочешь заниматься в будущем, какие профессии тебя интересуют.
Кроме того, участие в таких проектах очень помогает в совершенствовании своих коммуникативных навыков и навыков публичных выступлений, поскольку мы следим за выступлениями других команд, учитываем их ошибки, оцениваем их работу. Благодаря такому сравнению мы видим, какие ошибки допускаем сами, как лучше подготовить речь. Ведь в любом случае, каждому человеку придется столкнуться с публичными выступлениями в своей жизни, и такой опыт никогда не будет лишним.
Сборная команда «Манукапий» разработала Телеграмм канал и чат-бот «Юридическая клиника».
Дмитрий Кудрявцев, МБОУ Лицей №40
Мы изначально определились, что нам лучше не плодить очередной пересказ Кодекса, а сделать практико-применимое долгоиграющее решение, которое мы сможем использовать много раз. То есть, если школьник впервые неудачно устроился на работу, то ему мало того, что помогут и подскажут, что делать в его конкретном случае, но и расскажут о том, как не допустить ошибок в будущем, а также помогут с новым трудоустройством.
Мы разрабатывали наше проектное решение в виде маленькой юридической клиники для того, чтобы первая работа школьника была максимально интересной, чтобы ребята, прежде всего, выбирали не по принципу «куда возьмут и где не обманут», а по принципу «что мне интересно в жизни, чем я хочу заниматься».
Мы планируем презентовать наш проект органам местного самоуправления, потому что в Нижегородской области сейчас все бурно и динамично развивается, и такие проектные инициативы могут быть по-настоящему полезными.
Лучшим проектом интенсива «В Вышку за проектом» был признан проект команды ГБОУ Лицей-интернат «Центр одарённых детей» – сайт и чат-бот для помощи в трудоустройстве несовершеннолетних.
Диляра Атауллина, ГБОУ Лицей-интернат «Центр одарённых детей»
Тема нашего сайта – это систематизация довольно обширной информации из области трудоустройства несовершеннолетних. Здесь мы постарались аккумулировать как можно больше информации не только из Трудового Кодекса, но также подобрали самые популярные и актуальные работы, посвященные трудоустройству несовершеннолетних, собрали отзывы и лайф-хаки работавших школьников.
Наши кураторы – студенты программы «Юриспруденция» – очень нас поддерживали и всегда быстро и четко отвечали на наши вопросы. А вопросов было много – мы в таком интенсиве участвуем в первый раз.
«У нас с участниками проходили созвоны, различные встречи, проверки чек-листов, – рассказала куратор интенсива, студентка 3 курса программы «Юриспруденция» Арина Алтунян. – по сути, мы были консультантами, давали правовые советы, рассказывали, как лучше презентовать свои проекты, и просто морально поддерживали ребят, чтобы они не волновались. Было очень интересно узнать, о чем сейчас думают старшеклассники и какие решения предлагают».
Приглашаем учеников 10-11 классов принять участие в следующем проектном интенсиве, посвященном филологии. Регистрация продлится до 11 декабря. Доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации Борышнева Нелли Николаевна расскажет о музее как медиапространстве. Участники также узнают об интерактивном музейном взаимодействии и научатся придумывать свои музеи.