«Учитель – профессия без возраста»
НИУ ВШЭ – Нижний Новгород открывает новую программу переподготовки «Практическая педагогика» для увлеченных предметных специалистов без педагогического образования. О роли учителя в современной школе, необходимых навыках и компетенциях и о том, как за 14 месяцев освоить новую профессию, службе портала рассказала Светлана Савинова, преподаватель программы, сертифицированный специалист по карьерному консультированию.
Новая программа профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «Практическая педагогика» позволит за 14 месяцев освоить новую профессию и не только пройти комплексную подготовку к педагогической деятельности в современной школе, но и практику в образовательных учреждениях.
«Курс включает в себя теоретические знания, технологические и методические навыки организации и проведения уроков, развитие универсальных компетенций в области коммуникации, командной работы и лидерства», — рассказала Светлана Савинова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры организационной психологии факультета менеджмента НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
Светлана Савинова
Какие учителя востребованы сегодня?
Уходят «старые» профессии, появляются «новые», а учитель – профессия «без возраста», в том смысле, что она востребована всегда. Какие учителя нужны сегодня? Думаю, те, которые любят эту профессию, одинаково хорошо владеют ее ремеслом и искусством. А еще — готовые постоянно учиться. В мире быстро развивающихся новых цифровых технологий невозможно быть просто носителем однажды полученной информации.
Усилились требования к подготовке педагогов, расширяется спектр компетенций, которыми педагог должен владеть. Большое внимание сейчас направлено на освоение информационно-коммуникативных компетенций, надпрофессиональных навыков (soft skills), компетенций в области возрастной физиологии, психологии, педагогической психологии.
Сегодня при существовании различных информационных систем и платформ дети и родители могут получить информацию самостоятельно. Какова, по-Вашему, роль учителя в современном процессе обучения?
В первую очередь, сегодня важно учить детей мыслить критически, творчески, чтобы они не потерялись в потоке этой информации. А еще очень важно помогать ребятам осмысливать себя, свои поступки, отношение к другим, к будущей профессии, находить общий язык с миром, друг с другом.
Конечно, роль педагога меняется. Много сейчас говорят о том, что педагог должен становится наставником, тьютором, сопровождающим ребенка не только в мир знаний, но и в его жизни. Я согласна с этим.
Если человек почувствовал свое призвание в том, чтобы учить детей, уже во взрослом возрасте, имея непедагогическое образование, программа «Практическая педагогика» способна подготовить его для работы в школе?
У выпускников появится возможность войти в новое для себя профессиональное педагогическое сообщество, стать его частью.
Цель программы — компенсировать недостаток компетенций в области психологии и педагогики тем специалистам, которые уже обладают знаниями в предметных областях (математике, литературе, IT-сфере и т.д.), но не имеют психолого-педагогической подготовки, либо желают ее усилить.
Это относится не только к дипломированным специалистам, но и к студентам, которые хотят дополнить получаемое образование психолого-педагогическими компетенциями.
В каком формате будет проходить обучение?
Программа ориентирована на 14 месяцев с учетом особенностей организации учебного года в школе. 544 академических часа, в том числе 282 часа контактной работы. Учебные занятия будут проходить в аудиториях в форме лекций, семинаров с использованием активных методов обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий и в мастерских педагогов-наставников. Мы посчитали важным создавать пространство для профессионального общения слушателей, поэтому сделали акцент на аудиторном формате обучения.
Расскажите подробнее, что такое мастерские педагогов-наставников?
Один из уникальных элементов программы — возможность обучаться в мастерской педагога-наставника. Слушатели смогут постигать секреты методики преподавания дисциплины той или иной предметной области у педагогов, которые имеют большой опыт преподавания и готовы поделиться секретами своего мастерства.
Какие компетенции и каким образом будет формировать программа?
В качестве преподавателей программы выбраны специалисты высокого уровня в области педагогики, психологии, методики преподавания. В теоретическом блоке программы слушатели разберутся в базовых для педагога вопросах, связанных с пониманием процессов обучения, воспитания, развития, вопросов из области общей и возрастной психологии.
Технологический блок позволит освоить разнообразные цифровые технологии проектной деятельности, педагогического взаимодействия и мастерства. Учитывая свой предыдущий опыт, слушатели смогут выбрать те, которые покажутся им наиболее интересными и важными в подготовке.
Еще один блок мы назвали универсальным, подчеркивая универсальность надпрофессиональных компетенций (soft skills), — углубление в изучение вопросов командообразования и лидерства, критического мышления и эмоционального интеллекта. И конечно, в программе предусмотрена педагогическая практика.
Наличие практической части уникально для формата профессиональной переподготовки. Как она будет организована?
Программа подготовки педагогов не должна ограничиваться передачей знаний. Нам важно было включить в нее достаточное количество практических часов. Взаимодействуя с лучшими школами Нижнего Новгорода, программа позволит слушателям самим проводить уроки, посещать и анализировать уроки других участников программы, получать обратную связь от педагога-предметника и своего мастера.
Итогом прохождения обучения станет проведение открытого урока, в котором слушатели сумеют реализовать полученные на программе знания. И это тоже уникальный элемент программы.
Программа стартует 27 ноября. Информацию о графике обучения, содержании дисциплин, преподавателях и условиях обучения можно найти на сайте курса.