• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Олимпиады в Вышке отличает устремленность в будущее»

В нижегородской Вышке завершилась серия городских олимпиад для школьников. Всего в состязаниях по экономике, праву, литературе, обществознанию, истории и математике приняли участие более 1000 старшеклассников. Олимпиады проведены совместно с Департаментом образования администрации города Нижнего Новгорода.

«Олимпиады в Вышке отличает устремленность в будущее»

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Благодаря участию в олимпиадах школьники открывают для себя интеллектуальное сообщество таких же увлеченных и талантливых единомышленников, как они сами. Олимпиадные задачи расширяют кругозор, развивают способность анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, одновременно стимулируя интерес к предмету и желание узнавать что-то новое за пределами школьной программы.

Необходимость самоподготовки и умение правильно распределять время во время прохождения интеллектуального соревнования тренируют самодисциплину и способность сконцентрироваться независимо от обстановки.

Ирина Точилова

«Важной задачей, которую ставят перед собой организаторы городских олимпиад, является поддержка талантливых и одаренных детей, создание дополнительных возможностей для развития их способностей, поддержания интереса к наукам. — убеждена Ирина Точилова, консультант отдела общего образования департамента образования администрации города Нижнего Новгорода. —  Перечень городских олимпиад с каждым годом расширяется, увеличивается количество детей, заинтересованных в олимпиадном движении».

У каждого интеллектуального состязания – своя особая атмосфера, свой ритм, свой формат. Школьники, участвующие в городских олимпиадах в стенах Высшей школы экономики, с удовольствием отмечают дружелюбную комфортную атмосферу и уважительное отношение к участникам со стороны организаторов.

Ксения Лупач, МАОУ № 186, 9 класс

Я не первый раз принимаю участие в олимпиадах, поэтому регламент проведения мне знаком. Но дух современности, устремленности в будущее отличает именно городские олимпиады Высшей школы экономики.

Это ощущение создается не только комфортными аудиториями и уважительным отношением организаторов, но и самим форматом заданий. Мне понравилось, что для выполнения работы нужно было задействовать и знание литературной теории, и творческие способности. Несмотря на объективно сложные задания, в такой воодушевляющей атмосфере писала я довольно легко.

Согласно статистике, более 20% старшеклассников принимают участие в олимпиадах по 2 и более предметам, как по смежным сочетаниям дисциплин (например, право и обществознание), так и довольно неожиданным (экономика и литература).

Оксана Захарова учится в 10 классе МБОУ "Лицей №165". В 2022 году она стала участником олимпиад по экономике и литературе, призером олимпиад по истории, праву и обществознанию. К интеллектуальным соревнованиям Оксана готовится самостоятельно, опираясь на школьную программу и изучая олимпиадные задания прошлых лет. По ее словам, самые интересные олимпиадные задания — те, что проверяют не столько знания по предмету, сколько способность мыслить нестандартно, подключая логику и воображение. 

Оксана Захарова

Одним из самых интересных заданий в городской олимпиаде по литературе стал анализ литературного произведения и театральная постановке на его основе. Как любитель театра, я сразу поняла, что речь идет о пьесе Н.А. Островского и с удовольствием включилась в задание — необходимо было продумать сценическое название спектакля, декорации, свет, музыкальное сопровождение — все те элементы, которыми можно передать идею автора.

Мельникова Ольга Владимировна

Ольга Мельникова

«Успешное решение олимпиадных заданий не может ограничиваться рамками одного учебного предмета, — считает начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Ольга Мельникова. — Подразумевается, что участник готов сделать общий анализ, провести аналогии между разными понятиями, явлениями и найти действительно интересное решение. Олимпиада в меньшей степени становится проверкой предметных знаний, но всегда связана с развитием умений мыслить нестандартно, искать ответы в смежных дисциплинах».

Сегодняшний старшеклассник, как правило, участвует в огромном количестве олимпиад: это и разные этапы Всероса, и «Высшая проба», и другие перечневые олимпиады. По словам Марии Гельфонд, академического руководителя программы «Филология», члена жюри Всероссийской олимпиады и составителя олимпиадных заданий по литературе, перед городской олимпиадой школьников по литературе в Вышке стоит непростая задача: найти свое «лица необщье выраженье», чтобы с одной стороны школьники с радостью шли на эту олимпиаду, понимая, что их ждут нестандартные задания, а с другой — чтобы каждый год эти задания были разными и позволяли проверить не столько знания, сколько разные навыки работы с текстом.

Гельфонд Мария Марковна

Мария Гельфонд

За несколько лет мы пришли к формату пяти задач — да-да, именно задач по литературе, решение каждой из которых позволяет примерить на себя новую филологическую роль. Так в этом году мы предложили школьникам задачи, ориентированные на ученика Хогвартса, специалиста по работе с нейросетью, режиссера-постановщика, литературного критика и переводчика.

В таком распределении задач есть и скрытый смысл: мы хотели показать, что студент Вышки на каком-то этапе точно чувствует себя учеником Высшей школы магии и волшебства, а все остальные профессии доступны человеку, который изберет для себя филологическое образование.   

«Стоит отметить, что олимпиадное движение является большой и слаженной работой команд всех уровней: районной, городской и региональной и лично каждого, кто имеет отношение к ее организации, проведению и подготовки ребят, — отмечает Ирина Точилова. — Каждый ребенок одарен, и он убеждается в этом каждый раз, приходя на олимпиаду. Кроме того, участие в олимпиадах позволяет развить такие качества в детях, как ответственность и трудолюбие, стимулирует активность, целеустремленность и самостоятельность.

Благодаря участию в олимпиадах дети учатся верить в себя и в свои силы, а мы как организаторы помогаем им увидеть и почувствовать то удовлетворение, которое приходит от получения знаний, убедиться в том, что высокие результаты на олимпиадах — это возможность гордиться собой и радоваться своим успехам».