«Вызов для школьников и преподавателей»: состоялись олимпиадные интенсивы по подготовке к ВСОШ
В нижегородском кампусе Высшей школы экономики прошли интенсивы по подготовке к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе, экономике, обществознанию и математике. Чем задания регионального этапа отличаются от предыдущих и как эффективно подготовиться к ним, службе портала рассказали преподаватели интенсивов, участники и члены жюри.
Более 200 школьников Нижегородской области, победивших на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников, приняли участие в интенсивах олимпиадной подготовки в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Занятия по каждому направлению проходили в течение четырех дней по четыре пары непосредственно перед соответствующей олимпиадой. Подготовка школьников к региональному этапу олимпиады в сжатые сроки стала определенным вызовом для преподавателей и насыщенным периодом для ребят. Школьники знакомились со своими соперниками, университетом и новыми подходами в подготовке.
Интенсив по экономике подготовили и провели эксперт отдела профориентации, олимпиад и конкурсов Антон Лыков, старшие преподаватели кафедры экономической теории и эконометрики НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Ирина Зороастрова и Татьяна Николаева, которые являются также членами жюри регионального этапа ВСОШ.
Ирина Зороастрова
Олимпиадные интенсивы — это большая нагрузка для школьников. Но у ребят была очень сильная мотивация — они хотели хорошо выступить на олимпиаде. Мы выбрали для интенсива самые важные разделы, и приятно, что именно они в этом году прозвучали на олимпиаде.
Олимпиада по экономике особенно сложна тем, что это не обязательный школьный предмет, и получить необходимый для успешного участия багаж знаний практически негде.
Ирина Зороастрова отметила, что муниципальный этап олимпиады по экономике успешно проходят ребята, которые сильны в математике, умеют хорошо работать с математическими моделями, но для регионального этапа только математических знаний недостаточно.
«Нет возможности за один интенсив научиться экономике, а развить свои умения, дополнить содержательными моментами он помогает. При подготовке к олимпиадам такого уровня нужно больше решать задания прошлых лет, потому что их набор из года в год не слишком отличается», — рассказала Ирина Зороастрова.
Экономическая задача включена и в олимпиаду по обществознанию. Однако участники часто воспринимают эту олимпиаду исключительно как гуманитарную (это одна из интереснейших олимпиад, где в одной проблеме соединяются несколько областей гуманитарного знания), и применить математическое мышление для экономической задачи участникам бывает довольно сложно.
«Мне кажется, что здесь важно подобрать математический способ решения задачи, ее осмыслить, пройти путь от словесного изложения проблемы до математической модели и ее решения, — считает Ирина Владимировна. — Это можно воспринимать как дополнительное занятие по математике, где также используется решение уравнений, нахождение точек максимума, минимума. Кстати, мои студенты отмечают, что именно опыт подготовки к олимпиадам по экономике помог им впоследствии в решении экономической задачи ЕГЭ по математике. Успешно учиться в Вышке, стать призером в «Высшей лиге» и «Я – профессионал», поступить в магистратуру этот опыт тоже очень помогает».
Алена Попыкина, приглашенный преподаватель интенсива по математике, также отмечает необходимость специальной олимпиадной подготовки на региональном этапе: «Ребята отмечают, что задания совсем не похожи на школьные. На региональном этапе ВСОШ по математике возникают классические олимпиадные задачи».
Чистов Федор, ученик 11 класса Лицея №36
Были задачи, тривиальные с точки зрения интуиции, ответ на которые можно было легко получить без особых вычислений. Но для решения некоторых заданий приходилось пользоваться довольно объемным математическим аппаратом. Может не хватить времени, чтобы дойти до последних задач.
Алена Попыкина
Бывает, что задача кажется сложной только потому, что в ней спрятана хитрая идея. Но как только вы понимаете эту мысль, задача может решаться в три строчки. А если вы не знаете этой идеи, то будете решать либо через две страницы вычислений, например, считать геометрию в координатах, либо не решите задачу вообще.
На интенсиве я сделала упор на более общие задачи. Мы в основном занимались теорией чисел, графами, комбинаторикой. Но никакой, даже самый лучший, преподаватель не заменит самостоятельной подготовки. Нужно в течение года регулярно 1-2 раза в неделю решать задачи, изучать что-то новое. Результат олимпиады зависит от того, сколько школьник самостоятельно разобрал, прорешал, прочитал. Задача преподавателя здесь — направить, помочь повторить, собраться перед олимпиадой, чуть-чуть улучшить уровень подготовки и дать необходимый набор полезных идей.
«Чтобы успешно выступить на олимпиаде, необходимо умение доводить проект до конца, проходя последовательно все шаги: от желания принять участие и оценки собственных возможностей до получения необходимых знаний, — рассказала Ирина Зороастрова. — И самое главное – умение сконцентрироваться, собраться в момент олимпиады, распределить свои силы, время, успеть сделать все, что можешь сделать точно, и почти все из того, в чем ты не уверен. Я бы сказала, что это закаляет характер, как у спортсменов».
Ольга Мельникова, начальник отдела профориентации, олимпиад и конкурсов
Для многих школьников из Нижегородской области это была первая встреча с нашим университетом, и было приятно узнать, что в Вышке детям так нравится, что они не хотят уходить, задерживаются, задают много вопросов. Ведь они понимают, что никто больше не может дать им такую информацию. Мы провели также лекции по математике и экономике для сопровождающих ребят учителей. Школьная программа — это база, основы. Задача олимпиадной подготовки — зажечь ребят, помочь увидеть мир широко и ярко, подойти к решению как к интересной разгадке, попытке «размотать клубочек».