«Ничто не случайно»: Константин Поливанов выступил с лекцией о романе «Доктор Живаго»
Профессор Школы филологических наук НИУ ВШЭ Константин Поливанов, специалист по жизни и творчеству Б.Л. Пастернака, провел открытые лекции в нижегородском кампусе. Обсуждаемыми темами стали искусство, история, бессмертие и принципы организации романа «Доктор Живаго».
Константин Поливанов, филолог, профессор Школы филологических наук НИУ ВШЭ и выдающий специалист по творчеству Б.Л. Пастернака — давний друг образовательной программы «Филология» НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде. Он является автором книг «Пастернак и его современники», “«Доктор Живаго» как исторический роман” и посвященного роману курса на образовательном портале «Арзамас».
Мария Гельфонд, академический руководитель образовательной программы «Филология»
«Доктор Живаго» — один из главных русских романов ХХ века (если только не самый главный!). Его центральная тема — это тема преодоления смерти. Она раскрывается и в прозаической части романа, и в составляющих его заключительную главу стихотворениях главного героя. Читать роман — это значит думать о назначении художника и искусства в истории и в повседневной жизни.
Читателю, который впервые открыл для себя роман, многое может показаться непонятным. Почему автор так настойчиво заставляет пути героев пересекаться, даже если сами герои и не подозревают об этих встречах? Можно ли читать «Доктора Живаго» как исторический роман, события в котором охватывают полвека русской жизни? Почему роман завершается стихотворениями Юрия Живаго и как они связаны с прозаической частью романа? Ответам на эти вопросы посвятил Константин Михайлович встречу в Нижнем Новгороде.
С необычайной любовью к предмету своего научного интереса лектор охарактеризовал «бытийную», философскую основу романа, рассказал о том, каким образом в художественном мире «Доктора Живаго» соотносятся христианство и история, творчество и бессмертие.
Александра Барышникова, студентка 1 курса образовательной программы «Филология»
Установление этого соотношения облегчило понимание многих других составляющих романа, в котором ничто не случайно. Стало ясно, каким образом течет время и как маркируется его движение в разных частях романа, какую роль играют в «Стихотворениях Юрия Живаго» календарные и библейские мотивы.
Екатерина Борина, студентка 4 курса образовательной программы «Филология»
Я и раньше обращала внимание на связь некоторых стихотворений из семнадцатой части романа с главами, рассказывающими о судьбе самого автора. Но на лекции Константина Поливанова с удивлением для себя обнаружила совершенно новые скрещения и смыслы.
Полина Захарова, студентка 4 курса образовательной программы «Филология»
При каждом обращении к роману — в специальном курсе лекций на программе, на открытых онлайн-занятиях, на портале «Арзамас» — перед нами открываются не понятые раньше смыслы. В этот раз мы очень подробно разобрали семнадцатую часть, «Стихотворения Юрия Живаго»: картина дополнилась новыми деталями. Теперь понятно, что за свеча бесконечно горела на столе и почему из пещеры, где родился Иисус, видны поле и заснеженный погост.
Константин Михайлович также рассказал слушателям о литературном контексте романа, о том, каким образом творчество и судьбы Александра Блока, Марины Цветаевой, Владимира Маяковского, Николая Гумилева и Сергея Есенина повлияли на семантику и поэтику романа.
Дарья Шабордина, студентка 2 курса образовательной программы «Филология»
Я искренне рада возможности слушать лекции Константина Михайловича о «Докторе Живаго» в стенах нижегородского кампуса. Это невероятный опыт – всё сильнее и сильнее погружаться в изучение романа, с каждым разом находя что-то новое как в прозе, так и в поэзии Б.Л. Пастернака.
Автор: Александра Барышникова, студентка 1 курса образовательной программы «Филология»