Старшеклассники «оживили» почтовые открытки с помощью нейросетей
В НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошел командный хакатон для учеников 9-11 классов «Почтовое Digital: лингвистика и технологии»
16 марта в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ завершился междисциплинарный хакатон по программированию и лингвистике на основе оцифрованной коллекции исторических почтовых открыток «Пишу тебе». В ходе двухдневной работы учащиеся представили к защите проекты, связанные с обработкой базы данных исторических открыток, и познакомились со студенческой жизнью вуза.
По условиям хакатона школьным командам необходимо было за два дня выполнить на выбор одно из трех заданий, связанных с ИТ и лингвистикой: сформировать портрет эпохи по ключевым словам из открыток, "оживить" открытку либо составить лингвистическую задачу на основе почтовых открыток.
В хакатоне приняли участие более 60 старшеклассников из Нижнего Новгорода и Нижегородской области в составе 14 команд.
Тимур Хусяинов
«Были представлены довольно интересные способы «оживить» открытку, — отметил Тимур Хусяинов, заместитель декана факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, куратор отдела добычи проекта «Пишу тебе». — Были попытки написать игру, создать чат-бот, использовать разные виды анимации и даже «снять» фильм на основе фактов, описанных в открытке».
Школьники использовали целый ряд инструментов на основе искусственного интеллекта, включая возможности генератора голоса и нейросеть Kandinsky 3.0 для создания образов.
Борис Улитин
«Отдельные команды фокусировались на частных решениях — либо только озвучивали изображение, либо изображение трансформировали в видеоряд, — добавил Борис Улитин, со-организатор хакатона, академический руководитель программы «Компьютерные науки и технологии НИУ ВШЭ — Нижний Новгород. — Несколько команд провели детальный анализ того, как будет эффективнее работать нейросеть, и помимо прямого преобразования текста в видеоряд подключили еще генерацию серии изображений, связав их в единый сюжет. Это довольно сложная задача, так как каждая нейронная сеть требует индивидуальной подстройки – к тому же на каждом этапе ребятам приходилось сохранять согласованность с вводным материалом открытки».
«Подобные задачи проверяют и развивают цифровые компетенции и системное мышление, — подчеркнул Тимур Хусяинов.
Маргарита Климова, академический руководитель программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»
Очень порадовало, что ребята познакомились с «взрослыми» инструментами — корпусными компьютерными инструментами для обработки текста, применили их к корпусу открыток и сравнили с результатами по всему языку. Получилось очень интересно.
Приятно что ребята творчески подошли к составлению лингвистической задачи на основе почтовых открыток и учли характеристики, которыми она должна обладать: решение задачи не должно быть очевидным, и она должна быть увлекательной. Команда-победитель творчески подошла к задаче, и действительно было сложно отличить текст, написанный нейросетью, от текста, написанного человеком.
Валентина Куликова, доцент Департамента фундаментальной и прикладной лингвистики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород
Понравилось высокое качество визуализации — презентации были информативные, читабельные. Это показывает ориентированность ребят не только на узкие ИТ-компетенции, но и умение грамотно преподнести результаты своей работы. Безусловно, качество презентаций повлияло на восприятие предложенных решений.
По итогам хакатона две команды заняли первое место в составе учеников МБОУ "Лицей № 8 имени академика Е.К. Фёдорова, МБОУ "Лицей № 38", МБОУ "Школа 182" и ГБОУ "Лицей-интернат "ЦОД".
Проект реализован при поддержке Департамента образования города Нижнего Новгорода, Департамента социальных коммуникаций и молодежной политики, а также городского конкурса молодежных проектов "Молодой Нижний".