• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно нижегородским кампусом Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

© Пресс-служба НИУ ВШЭ — Нижний Новгород

Профиль «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» создан в 2023/24 учебном году Высшей школой экономики совместно с ИТ-кампусом мирового уровня «Неймарк».

Школьный трек

В отборочном туре школьного трека по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности» приняли участие более 1100 школьников со всей России. Участниками финального тура в Нижнем Новгороде стали более 60 старшеклассников из 15 регионов России.

Финальный этап соревнований длился 5 дней и проходил на площадке Высшей школы экономики. Командная задача для заключительного этапа была направлена на разработку готового приложения в области отслеживания образов, а также создания методов взаимодействия с ними. Участники разрабатывали интерактивные инсталляции на стыке технологий компьютерного зрения и дополненной реальности. Для решения задачи старшеклассники использовали доступное всем оборудование: веб-камеры, проекторы маркерной доски и маркеры.

Анна Балахчи, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин ИГУ, разработчик задачи

Анна Балахчи, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин ИГУ, разработчик задачи

Участники разрабатывали систему проекционной дополненной реальности – взаимодействия виртуальных объектов, моделируемых с помощью проектора на экран, с реальными объектами, которые использует человек.

Эксперимент получился интересный, потому что задание касается создания информационной системы проекционной дополненной реальности – это когда у вас есть проекционные объекты, и вы с помощью обычной веб-камеры можете отслеживать взаимодействие человека с этими виртуальными объектами.

К примеру, с проектора проецируются на доску виртуальные объекты. Человек берет карандаш и этими объектами управляет – ловит, направляет, иными словами, взаимодействует. Они слушаются действий человека на экране. Задача состоит из трех частей и заключается в разработке такой системы управления, а именно:

  • отслеживание объектов и реальных, и виртуальных
  • классификация их коллизий (типы взаимодействия виртуальных и реальных объектов – они скатываются, отскакивают, лопаются и т.д.)
  • настройка оборудования (управление светом, видеокамерой).

В ходе решения задачи школьники учатся работать с разными технологиями и создавать что-то новое свое и одновременно тренируют мягкие навыки — опыт коммуникаций в команде, управление проектом, лидерские качества.

В олимпиаде школьники получают целую систему знаний — от построения архитектуры всего проекта через тайм-менеджмент, управление проектом, далее они движутся к хардовым компетенциям, когда уже идет умение программировать на питоне, умение настраивать оборудование, умение создавать дизайн проекта. Компетенций заложено много, и в этом особенность олимпиады.

Профиль «Технологии дополненной реальности», организованный Иркутским государственным университетом, посвящен решению актуальных проблем современного времени, связанных с появлением нового класса продуктов: мультимедийных приложений, ресурсов и сервисов, позволяющих интегрировать компьютерные модели с объектами реального мира в форме текста, двумерной и трехмерной компьютерной графики, видео, аудио и иных представлений в режиме реального времени. 

В финале школьники создали систему проекционной дополненной реальности для интерактивных инсталляций на основе доступного всем оборудования: веб-камеры, проектора, маркерной доски и маркеров.

Кроме владения языком программирования Python, основами компьютерного зрения, трехмерного моделирования и анимацией участникам финала потребовались навыки работы с библиотекой Open CV, skimage; пакеты компьютерной графики и трехмерного моделирования, видео-мэппинг, нейросетевые технологии в компьютерном зрении, игровая физика.

Наталья Асеева, декан факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Асеева Наталья Владимировна

Для школьников важна профориентация. Пока они выбирают свой дальнейший профессиональный путь, важно не только получить знания из книг, но и попробовать самим сделать продукт в той или иной области. Мы даем прикладные задачи, близкие к тем, которые могут встретиться в профессиональной деятельности. Пробуя их, ребята для себя понимают, чем бы им хотелось заниматься дальше. К тому же, задачи очень близки к реальным из мира искусственного интеллекта.

Профили, которые сегодня присутствуют на площадке, — «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности» — это крайне востребованные технологии.

Огромное количество приложений в различных сферах деятельности человека создается с использованием данных технологий. Ребята приобретают практические навыки, которые им будут полезны независимо от сферы, в которой они будут дальше профессионально развиваться.

Татьяна Пирог, заместитель руководителя проектного офиса НТО по разработке профилей

Пирог Татьяна Геннадьевна

Чем раньше школьник погружается в эти задачи, тем больше у него времени на формирование профессиональных компетенций. Они могут делать выбор, чем хотят заниматься. Становясь студентами, сегодняшние старшеклассники имеют больше возможностей для выбора и больше шансов в профессии.

Сейчас технологии требуют более низкого порога входа. Если раньше им нужно было изучать html, уметь писать код вручную, то сейчас немало сервисов и способов входить в IT и в то же компьютерное зрение, которое применяют сегодня дети. 3-4 года назад было доступно только специалистам. Технологии тоже упрощаются, и их использование становится доступным всем. Поэтому возраст не имеет значения.

Итоги школьного трека по профилю «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы», организованному нижегородском кампусом Высшей школы экономики и ИТ-кампусом Неймарк:

Победители в индивидуальном зачете

Призеры в индивидуальном зачёте

Победитель в командном зачёте

Итоги школьного трека по профилю «Технологии дополненной реальности», организованному Иркутским государственным университетом:

Победитель в индивидуальном зачёте

Призёры в индивидуальном зачёте

Победители в командном зачёте

Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Бляхман Анна Александровна

Мы будем рады видеть победителей и призеров Национальной технологической олимпиады, в частности профиля «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности», на первой сетевой программе высшего образования «Технологии искусственного и дополненного интеллекта», созданной Высшей школой экономики совместно с ИТ-кампусом мирового уровня «Неймарк».

Создавая уникальную профессиональную среду для будущих ИТ-специалистов, мы притягиваем на нижегородскую землю талантливых ребят со всей страны.

Студенческий трек

Участниками заключительного этапа в студенческом треке по профилю «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» стали 50 студентов в составе 12 команд из 9 регионов России. Всего для участия в отборочных турах профиля зарегистрировалось более 800 человек.

В рамках заключительного этапа команды участников разработали прототип туристического цифрового сервиса для поиска туристических мест и формирования маршрутов с использованием технологий нейросетей и компьютерного зрения. Веб-сервис определяет по фотографиям достопримечательности Нижнего Новгорода и Нижегородской области, которые уже посетил пользователь, и предлагает ему другие достопримечательности в соответствии с предпочтениями.

Например, пользователь загрузил фотографии памятника А.Горькому на площади Горького и фотографию памятника А.Пушкину около Оперного театра. Сервис определил, что пользователь заинтересован увидеть памятники писателям, и предлагает посетить памятник Н.Добролюбову на Театральной площади и памятники А.Горькому и Жюлю Верну на набережной Федоровского.

Для решения задачи студентам участникам финала потребовалось умение работать с алгоритмами компьютерного зрения и искусственного интеллекта, а также использование современного стека технологий для разработки веб-сервиса. Для участников студенческого трека были организованы ежедневные встречи с практиками ИТ-индустрии и ярмарка вакансий.

Валерий Черепенников, советник губернатора Нижегородской области, директор АНО «НЕЙМАРК»

Валерий Черепенников, советник губернатора Нижегородской области, директор АНО «НЕЙМАРК»

Проведение финала НТО — это важный шаг в стратегическом развитии одного из важнейших направлений ИТ-кампуса НЕЙМАРК в сфере компьютерного зрения. Это не только возможность выявить и поддержать талантливых молодых специалистов, но и дань корням нижегородского ИТ. Именно в нашем регионе трудился выдающийся ученый Юрий Исаакович Неймарк, чьи исследования и вклад в развитие компьютерного зрения положили основу для многих инноваций.

Итоги студенческого трека по профилю «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы»:

Победители

Призеры

Специальная номинация

«Олимпиадные задачи — это всегда поиск нестандартных решений, который развивает навыки работы с технологиями и в целом умение мыслить нешаблонно. Во многом опыт решения прикладных задач в студенческом возрасте определяет потенциал будущих ученых, инженеров, исследователей и технологических предпринимателей», — отметила директор НИУ ВШЭ — Нижний Новгород Анна Бляхман.