«Мозг и чтение»: в нижегородской Вышке прошла открытая лекция Светланы Дорофеевой
Чтение — сложнейший процесс, связанный с разными уровнями восприятия и обработки информации. Как получается, что из последовательности графических значков мы понимаем нечто о мире, иногда довольно сложное и концептуальное, как рождается дерево понимания у нас в голове, и какие отличия обнаруживали у людей с нарушениями чтения, обсудили на «Нейропятнице» в Центре языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.
«Нейропятница» — это регулярный ежемесячный научный семинар Центра языка и мозга НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, на котором с докладами и мастер-классами выступают эксперты в нейролингвистике, психолингвистике, нейрохирургии и не только. Спикеры рассказывают о текущих проектах, о возможностях, которые открываются перед молодыми учеными, читают просветительские лекции, делятся научными открытиями и современными методами исследований.
На лекцию «Мозг и чтение» Светланы Дорофеевой, научного сотрудника Центра языка и мозга НИУ ВШЭ (Москва), кроме студентов, аспирантов и сотрудников Высшей школы экономики, были приглашены все желающие: психологи, логопеды, педиатры, нейрохирургии и те, кому просто интересно узнать, что известно современной науке о процессах, происходящих в мозге во время чтения.
Светлана Дорофеева, кандидат филологических наук, курирует проекты Центра языка и мозга НИУ ВШЭ, связанные с исследованиями нарушений чтения (дислексии), в том числе проекты по разработке инструментов для оценки навыков чтения и важных для чтения когнитивных функций, а также проекты по исследованию детской речи (в норме и в различных клинических группах).
«Чтение не просто сложный процесс — это серия сложных процессов, проходящих на разных уровнях. Мы не только сопоставляем графемы и фонемы. Какая-то часть мозга обрабатывает буквы, какая-то одновременно обрабатывает предыдущее слово на морфологическом уровне, другая часть мозга собирает конструкцию из прочитанных слов и пытается понять, что это значит, а если это уже не первое предложение, то подключается обработка текста целиком», — рассказала Светлана Дорофеева.
Чтение начинается с распознавания графем и их последовательностей, потом переходит в декодирование (соотнесение букв со звуками и далее их фонологическую обработку) либо в узнавание слов (частотные для читателя слова уже не декодируется, а узнаются как готовые единицы). Эти два процесса проходят разные структурные пути в мозге.
После того, как слово декодировано или узнано, происходит соотнесение слов и значений, сопоставление их с акустической формой. В большинстве случаев человек осваивает сначала устную речь, и семантическое поле значений, связанных с этим словом, ассоциируется с акустической формой слова. Когда человек осваивает чтение, ему нужно сопоставить визуальную форму сначала с акустической, потом через акустическую форму идет доступ к семантической.
После этого идет распознавание последовательностей. Если человек читает не отдельные слова, а текст, идет морфологическая и синтаксическая обработка. Если текст большой, подключается понимание дискурса и, не всегда осознанно, прагматическая составляющая, то есть интерпретация того, как прочитанное соотносится со мной, моими интересами.
Отдельные знаки в тексте, в нотах, в математических формулах и т.д. человек, в отличие от животных, может распознавать и использовать как символ, благодаря сложным и разветвленным структурам мозга. Чтобы понять, как символ вписан в систему знаков, нужно активировать весь этот нейронный ансамбль или несколько нейронных ансамблей, которые хранят информацию о том, как устроена сама система знаков.
Лектор описала три метода исследования процессов, происходящих в мозге: магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию и магнитоэнцефалографию; и выделила последний метод как имеющий наиболее высокое временное и пространственное разрешение. Магнитоэнцефалография (МЭГ) позволяет измерять магнитные поля, генерируемые нейронной активностью мозга, и это самый современный способ показать электрическую активность во время процесса чтения.
Присутствующие смогли посмотреть и проанализировать видео, сделанные с помощью МЭГ специалистами Центра языка и мозга и демонстрирующие процессы, происходящие в мозге ребенка и взрослого человека во время чтения псевдослов — похожих на слова структурных единиц, не являющихся словами (например, «набушка», «мичь», «нагогулина»). Видеозапись помогла увидеть сложность, многоуровневость и иерархичность происходящих во время чтения процессов в мозге человека, а также их отличия у детей и взрослых.
Метод позволяет также увидеть особенности в мозговых активностях у людей с нарушениями чтения (дислексией). Исследования показали, что дислексия может быть связана с особенностями обработки информации разного типа (фонологической, визуальной, мультимодальной) или вызвана рядом других нейробиологических особенностей (например, особенностями развития регуляторной функции).
Отдельную лекцию для специалистов Центра языка и мозга Светлана Дорофеева посвятила теме «Преодоление стойких трудностей в освоении чтения (дислексии). Эффективность различных подходов и опыт успешного применения комплексного подхода», где рассмотрела некоторые исследования эффективности методик коррекционного воздействия при дислексии и подробно представила опыт успешного применения комплексного подхода к ее коррекции.
Участники узнали о диапазоне эффективности методик по данным зарубежных исследований, о том, что и как можно измерять при подобных исследованиях, какие результаты в процентах эффективности можно ожидать от разных коррекционных методов и о том, какие подходы и в каких комбинациях были применены в рассматриваемом опыте.
Это мой личный успешный опыт помощи своему ребенку, после которого я пришла работать в Центр. Когда занятия с разными специалистами, к которым мы обращались сначала, не дали эффекта, я, изучив все возможные источники, самостоятельно нашла способ, как с этим справиться, и получила хороший эффект.
Сейчас Светлана Дорофеева участвует в разработке компьютерной игры для развития навыков, необходимых для коррекции чтения. Это большой проект Центра языка и мозга совместно со Школой дизайна НИУ ВШЭ под руководством директора Центра Ольги Драгой: «Я стараюсь вложить туда максимум того, что я знаю, чтобы превратить это в технологию. Ведь если рассказать общие принципы родителям или даже специалистам, часто возникает много вопросов, а некоторые подходы трудно применять на практике. Например, необходимо постоянно думать, где находится зона ближайшего развития ребенка, как увеличить лингвистическую сложность задания. А в программу мы вложим адаптивный алгоритм, который будет поставлять ребенку задания сам».
Примененный подход может быть интересен специалистам, работающим с детьми, страдающими дислексией или дисграфией (логопедам, учителям русского языка, преподавателям иностранного языка), а также специалистам, изучающим механизмы возникновения и коррекции языковых нарушений (лингвистам, нейро- лингвистам, нейропсихологам).
С описанием опыта С. В. Дорофеевой можно ознакомиться в статье «Лингвистические аспекты коррекции дислексии и дисграфии: опыт успешного применения комплексного подхода».