«Университеты, музеи, креативные индустрии в диалоге с искусственным интеллектом»: в нижегородском кампусе Вышки прошла встреча экспертов проекта «Пространство соучастия»
Как грамотно взаимодействовать с виртуальными помощниками и генеративным искусственным интеллектом, как на использование нейросетей реагирует система высшего образования и как найти решения для задач креативных индустрий и высшей школы? Преподаватели, учёные, студенты и сотрудники музеев поговорили об этом на встрече экспертов проекта «Пространство соучастия» в нижегородском кампусе НИУ ВШЭ.
Анна Бляхман, директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Очень естественным и гармоничным видится мне этот разговор в Нижнем Новгороде и на нижегородской земле. Нижегородская Вышка является абсолютным проявлением дуальности – цифрового и живого общения. С одной стороны, мы совместно с ИТ-кампусом «Неймарк» открываем в этом году сетевую бакалаврскую программу «Технологии искусственного и дополненного интеллекта». С другой стороны – мы всячески способствуем развитию различных студенческих и исследовательских проектов, связанных с коммуникациями и креативностью.
Анна Качкаева, профессор, эксперт по медиакоммуникациям, модератор
Нижний Новгород – это место силы для медийщиков. Потому что у вас есть Нижегородская радиолаборатория, Владимир Зворыкин (изобретатель телевизора – прим.), фотография и т.д. У вас потрясающий технический кластер.
Проект «Пространство соучастия» – это про диалог, несколько лет назад он объединил в себе студентов и преподавателей из шести университетов (это вузы из Красноярска, Казани и Перми, а также московский, петербургский и нижегородский кампусы НИУ ВШЭ), представителей креативных индустрий, музейщиков, нейробиологов, инженеров и психологов. И мы очень любим эту междисциплинарность и эту возможность соединять науку и искусство. Собственно, так делал и ваш замечательный ученый Юрий Неймарк, создатель первого факультета ВМК в стране, популяризатор науки и поэт.
Благодаря этому проекту во всех шести вузах были запущены магистерские программы и проектные курсы, которые реально работают на идеи общественного блага, и приносят пользу театрам, музеям, библиотекам, общественным институтам и социальным фондам. За три года в нем приняли участие более 150 человек, реализовано более 30 проектов.
Участникам встречи была представлена science-art инсталляция «Призраки аффордансов» – совместный проект «Наука 3.0» Института медиа и Института нейрокогнитивных наук НИУ ВШЭ.
Станислав Миловидов, старший преподаватель Института медиа НИУ ВШЭ
Целью проекта является понимание того, как различные визуальные эстетические характеристики (такие как текст или текстура) меняют наше восприятие возможностей использования без изменения формы объекта. И как эти изменения могут влиять на нас в различных физических и лингвистических контекстах.
Science-art – это такой способ коммуникации со зрителем, когда художники пытаются поговорить о науке и превратить научный эксперимент в арт-объект, через который мы погружаемся в лабораторную практику и пытаемся понять смысл того, о чем дискутируют ученые прямо сейчас. Художник обычно ищет метафору из искусства, которая бы сделала ощутимым научный результат. Они делают науку видимой.
Важной частью профессионального диалога «Университетского дня» программы стал блок, посвященный исследованиям ИИ и трансдисциплинарному диалогу между медиа, искусством и наукой, где обсуждались такие вопросы – может ли ИИ принимать управленческие решения, выполнять творческие задачи и распознавать эмоции? Наталья Асеева, декан факультета информатики, математики и компьютерных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, рассказала о том, как в Вышке готовят современных специалистов-разработчиков систем искусственного интеллекта, и над какими проектами работают студенты в процессе обучения.
Наталья Асеева
«В России средний уровень использования искусственного интеллекта в приоритетных отраслях сейчас составляет 31,5%. И для развития технологий нам необходимо каждый год готовить новых специалистов. Сейчас нам не хватает 10 тысяч специалистов в области ИИ в год для решения разнообразных задач. А к 2030 году этот дефицит составит порядка 70 тысяч. Это внушительные цифры. Очевидно, что специалистов по ИИ нужно больше, и они должны быть разнообразнее. Поэтому во всех кампусах Вышки есть проект Data culture, который решает задачу номер один – подготовка специалистов, которые могут ставить задачи в тех предметных областях, в которых будут использоваться технологии ИИ», – отметила Наталья Асеева.
Программа широкого бакалавриата «Компьютерные науки и технологии» готовит специалистов в трех образовательных направлениях, которые будут создавать индустриальные разработки ПО, в том числе системы ИИ, для современных компаний. На пересечении этих областей появляются новые актуальные предметные области – анализ качества, анализ эффективности, анализ применимости, которые очень важны для систем ИИ.
Для разработчиков систем ИИ также важна практическая подготовка, которой тоже очень много в учебных планах НИУ ВШЭ. Это и курсовые работы, и проектные работы, в которых студенты пробуют себя в роли разработчиков различных систем, выбирая те направления, которые для них наиболее интересны. В ходе встречи студенты презентовали свои проекты в стиле TED.
Студенты программы «Бизнес-информатика» Анастасия Хоменко, Полина Гагулина Татьяна Лапшина, Софья Лумбова и Иван Семенов представили свой проект «Разработка тренажера докладчика на основе технологий искусственного интеллекта», посвященный исследованию современных технологий распознавания речи, лиц, а также современных библиотек обработки естественного языка и изображений.
Анастасия Хоменко, студентка 2 курса программы «Бизнес-информатика»
Наша цель – разработать программное обеспечение, позволяющее по имеющейся видеозаписи выступления проанализировать недостатки в речи диктора (паузы, слова-паразиты) и в его визуальном образе (наклоны головы, мимика) на основе технологий искусственного интеллекта. Мы создали чат-бот, который анализирует загруженное видео публичного выступления. Он извлекает аудиодорожку, преобразует ее в текст, анализирует и фильтрует текст, удаляя слова-паразиты и предоставляет пользователю отфильтрованный текст. Далее бот переходит к анализу эмоционального состояния докладчика и информирует пользователя о результатах. Затем он анализирует невербальные сигналы и жесты, предоставляя статистику о количестве наклонов головы, отводов взгляда и поджатий губ. Результаты обработки формируются в виде сообщений и отправляются пользователю в чат Telegram. Эту информацию спикер может использовать для совершенствования своих публичных выступлений.
Валерия Левицкая, студентка образовательной программы «Бизнес-информатика» НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, рассказала о своем исследовании «Голосовой интерфейс ассистента абитуриента на основе нейросетевых методов многоязычного речевого мышления», которое проводилось с целью создания решения для облегчения процесса поступления в вуз как для абитуриентов НИУ ВШЭ, так и для приемной комиссии.
Валерия Левицкая, студентка 4 курса программы «Бизнес-информатика»
Для начала я провела опрос среди 60 студентов нижегородского кампуса НИУ ВШЭ, в том числе и иностранных, чтобы выяснить, насколько легко было найти информацию о поступлении на сайте и через приемную комиссию, и с какими проблемами и барьерами они сталкивались. После анализа полученной информации было предложено решение по созданию чат-бота, который способен решить некоторые проблемы, с которыми сталкиваются абитуриенты, например, преодоление языковых барьеров. В результате был представлен чат-бот в сети Телеграмм с функциями транскрибации речи, перевода речи и выбора языка перевода. Результаты моего исследования и конкретные предложения я направила в приёмную комиссию НИУ ВШЭ и планирую заняться реализацией этого проекта.
Исследователи, сотрудники и региональные партнеры Центра цифровых культур и медиаграмотности НИУ ВШЭ поделились результатами большого исследования «Пространство соучастия 2023. На пороге нейросетевой революции: искренние коммуникации, креативные практики и искусственный интеллект», в ходе которого были проанализированы 350 анкет респондентов в 3-х регионах страны.
Светлана Шомова, руководитель проекта «Пространство соучастия»
Ещё какое-то время назад мы говорили о том, что мы находимся на пороге нейросетевой революции, а сейчас мы уже не на пороге, мы уже внутри, она бурлит. И либо мы научимся сотрудничать с искусственным интеллектом, либо нас просто снесет этот вал. Поэтому, как мне кажется, основная задача – понять, каким образом мы можем имплементировать искусственный интеллект без потерь для качества образования. Собственно, ровно такие же задачи стоят и перед креативными индустриями: как сохранить творчество, оригинальность, уникальность и в то же время научиться применять грамотно, этично и плодотворно искусственный интеллект. У нас в образовании есть несколько проблемных точек, узловых проблем. И если мы поймем, как их решать, мы поймем, в какую сторону нам двигаться. Первая проблема – это, конечно, возможности искусственного интеллекта, вторая проблема – это его риски в системе образования и третья проблема – это регулирование. Мы идем к тому, что либо для всех вузов, либо в каждом вузе будут создаваться какие-то стандарты, которые будут описывать, что позволительно и что непозволительно в общении с искусственным интеллектом для преподавателя и для студента.
В блоке «Образование и ИИ» обсуждались вопросы цифровой грамотности, изменений механизма передачи знаний и разработки новых мультимодальных образовательных программ. Эксперты нижегородского кампуса НИУ ВШЭ рассказали об использовании инструментов ИИ в преподавании иностранных языков и прикладных лингвистических исследованиях. Коллеги из других регионов тоже поделились своим опытом инкорпорирования ИИ в преподавание журналистских и медийных дисциплин.
Иван Печищев, доцент Пермского университета, доцент кафедры журналистики
Главную задачу высшего образования в нашем университете мы с коллегами определили так: научить студентов грамотно и этично использовать искусственный интеллект. Мы решили, что лучше этот процесс возглавить, чем как-то критиковать или наказывать. Поэтому, как только появились нейросети в общем доступе, мы начали это внедрять в дисциплины, показывать, рассказывать. Мы видим, что и студенты начинают понимать, что там не все так уж здорово, что есть какие-то подводные камни. Например, на некоторых занятиях, где нужно создавать контент, я слышу, что студенты говорят: «Нам уже проще сделать вручную, чем ждать результат от нейросети». Мы стараемся показать все плюсы и минусы и вместе со студентами использовать ИИ именно как инструмент. И при этом все время обсуждаем, какова будет наша роль, если контент будут делать нейросети. Создателя, разработчика, выдумщика, креатора? Вот об этом мы думаем и говорим в образовании.
Второй день, «музейный», прошел на площадках нижегородских музеев.
Нелли Борышнева
Нелли Борышнева, координатор проекта «Пространство соучастия» и организатор экспертной встречи в Нижнем Новгороде, доцент департамента литературы и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ – Нижний Новгород, отметила: «Студенты Нижегородской Вышки участвуют в проекте «Пространство соучастия» с 2019 года. Приятно, что очередная встреча экспертного семинара проходит в нашем городе. Нам было важно представить нижегородский контекст не только проектами в области искусственного интеллекта преподавателей, студентов и магистрантов НИУ ВШЭ, но и знакомством с нижегородскими музеями и представителями креативных индустрий.
Участники побывали в Русском музее фотографии, мультимедиа-арт-пространстве *Цех, Нижегородском Кремле. Самую широкую выставочную палитру представил ключевой партнер экспертного семинара - Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ). Экскурсия по выставке «Русская ярмарка. Торг. Гулянье. Балаган» в Пакгаузах, масштабному проекту, посвященному культурологическому осмыслению феномена ярмарки, объединившему более ста экспонатов из государственных и частных коллекций, VR в зале картины Константина Маковского «Воззвание Минина», экспозиция зарубежного искусства в доме Сироткина, выставка «Я говорю с тобой из Ленинграда» в Манеже продемонстрировали не только высокий уровень экспонируемой коллекции, но и новые подходы в дизайне и музейном сторителлинге».
На панельной дискуссии в Манеже (НГХМ) тему музейных технологий и использования инструментов ИИ в музейном сторителлинге обсуждали директор НГХМ Роман Жукарин, директор Музея криптографии Лидия Лобанова (Москва), старший научный сотрудник Музея-усадьбы В.И. Сурикова Наталья Смольникова (Красноярск) и представители креативных индустрий Нижнего Новгорода. Руководитель проектов компании «Горький Тех» Дмитрий Горинов раскрыл секреты технологических сложностей и их решений при создании VR для картины Константина Маковского «Воззвание Минина». Генеральный директор компании dreamlazer Андрей Тубольцев поделился планами развития мульмедиа-арт фестиваля Intervals, а креативный продюсер dreamlazer Анна Гагарина рассказала о работе над выставкой «Искусственное» в пространстве *Цех, от первых промптов для нейросети до реализации проекта.
На открытых лекциях «воспитательницы» ИИ «Алиса» Ксении Буржской и режиссера цифрового контента Антона Уткина обсуждались не только возможности, предоставляемые ИИ, но и этическая сторона его использования. Символично, что семинар о нейросетевой революции завершился словами «Человеку нужен человек».