• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
  • НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде
  • Новости
  • В стратосфере литературного процесса: в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла VI Международная научная конференция «Опыты чтения: Творчество Велимира Хлебникова»

В стратосфере литературного процесса: в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла VI Международная научная конференция «Опыты чтения: Творчество Велимира Хлебникова»

На три дня Нижний Новгород стал центром изучения русского авангарда. Наиболее авторитетные исследователи со всего мира, посвятившие себя изучению поэзии русского авангарда, обсудили актуальные вопросы, загадки и мифы русского футуризма. В ходе конференции состоялось открытие выставки графики Степана Ботиева и презентация научного издания альманаха «Без Муз», единственный номер которого вышел летом 1918 г. в Нижнем Новгороде.

В стратосфере литературного процесса: в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла VI Международная научная конференция «Опыты чтения: Творчество Велимира Хлебникова»

© пресс-служба НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Научная конференция «Опыты чтения» проходит в Нижнем Новгороде ежегодно, и в 2024 году ее центральной темой стало творчество Велимира Хлебникова. Именно в поэзии Хлебникова появилось хорошо знакомое нам выражение «Нежный Нижний», адресованное нашему городу. С Нижним Новгородом связано и появление в 1918 году единственного выпуска поэтического альманаха «Без муз» с текстами Хлебникова и других поэтов-авангардистов. Презентация научного издания этого сборника 2024 года в сопровождении исследовательских комментариев, статей, документов стала одним из центральных событий конференции.

По мнению участников конференции, постичь феномен Хлебникова невозможно, можно лишь приблизиться к пониманию, рассмотрев его с разных сторон, – в контексте эпохи Серебряного века и знаковых имен того времени, в контексте современности и современной литературы, в связке с музыкой и другими явлениями культуры. Этим объясняется и разноплановость тем докладов, и разные форматы презентаций.

Бляхман Анна Александровна

Анна Бляхман

«Я очень рада, что такая конференция проходит на нижегородской земле, и в режиме живого общения исследователи обмениваются не только результатами научных трудов, но и тёплыми эмоциями, которые неизменно сопровождают разговоры о поэзии», – поприветствовала участников директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман.

Леонид Большухин, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород

Большухин Леонид Юрьевич

Хлебников уже долгое время одна из самых знаковых фигур русской литературы. Это не просто поэт, не просто мыслитель, не просто фигура Серебряного века или русского авангарда – это явление, в котором видится некий смысл нового искусства. Это творец, который изменил сам ход литературы, повлияв не только на поэтов, но и на научную и филологическую мысль. Главное в подходе к изучению Хлебникова – это осмысление механизмов этой исключительности и этой специфики, этого особого места. Поэтому любая конференция по Хлебникову – это попытка оказаться в стратосфере литературного процесса, оказаться в особом измерении, которое не похоже ни на одно другое, и ни с кем не может коррелироваться.

Участниками конференции в Нижнем Новгороде стали такие крупнейшие исследователи творчества Хлебникова как Александр Парнис, публикатор, собиратель и комментатор текстов Хлебникова; Хенрик Баран и Рональд Вроон – представители американской славистики, две культовые фигуры в изучении русской литературы и авангарда; Василиса Шливар из университета Белграда – центра изучения русского авангарда.

Конференция началась с открытия выставки графики Степана Ботиева «…мне за моё молодечество поставят памятник странный…». Степан Кимович – член Союза художников России, скульптор, художник-график, автор первого и единственного в мире памятника Хлебникову, установленного на его родине. Его 36 графических работ, созданных по мотивам жизни и творчества Велимира Хлебникова, впервые были представлены участникам конференции.

Степан Ботиев

Степан Ботиев

32 года назад, в 1992 году, я создал памятник Хлебникову на его родине в Калмыкии. Эскизы к этому памятнику я передал в музей Хлебникова в Астрахани. Вообще я скульптор, не книжный график, но увлекшись личностью Хлебникова, я стал рисовать иллюстрации к его произведениям. Поэмы Хлебникова «Марина Мнишек», «Хаджи-Тархан», «Каменная баба», рассказ «Есир», повесть «Ка» с моими иллюстрациями уже вышли отдельными тиражами. И организаторы конференции, зная это, попросили меня создать работы специально к мероприятию. Я отправил около 40 работ, и экспозиция будет меняться в течение трех дней конференции. Меня очень вдохновила поэма Хлебникова, посвященная Нижнему Новгороду:

Нежный Нижний! –
Волгам нужный,
Каме и Оке,
Нежный Нижний
Виден вдалеке
Волгам и волку.
Ты не выдуман
И не книжный
Своим видом он.
Свидетели з этом:
И Волга иволги,
Всегда золотая, золотисто-зеленая!

Центральным событием конференции стала презентация научного издания альманаха «Без Муз».

«Без муз» — авангардистский сборник, задуманный нижегородским поэтом, художником, циркачом и авиатором Федором Богородским как периодическое издание. Сборник вышел в свет в конце июня 1918 года в Нижнем Новгороде, при деятельном участии Велимира Хлебникова и московских футуристов. Издание «Без муз» прекратилось после первого же выпуска, как это часто случалось с авангардистскими альманахами.  Редчайший сборник никогда не воспроизводился ни в России, ни на Западе. И вот, спустя 106 лет, его репринтное издание, которое сопровождается исследованиями, биосправками и иллюстративным приложением, издано в издательстве «Да» (г. Санкт-Петербург) при поддержке НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Полный тираж выйдет в конце лета, а сигнальный экземпляр был представлен на конференции.

Среди 20 авторов альманаха указаны легендарные имена футуристов первой волны: Велимир Хлебников, Николай Асеев, Константин Большаков, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич, поэты-символисты Иван Рукавишников и Амфиан Решетов, а также футуристы второй волны — Федор Богородский, Сергей Спасский и другие.

О структуре и содержании альманаха в своем докладе рассказала Любовь Барышникова, студентка 3 курса программы «Филология».

Любовь Барышникова

Любовь Барышникова

Мой доклад назывался «Альманах ''Без Муз'': анализ структуры и содержания». Так же называется и наша с Леонидом Юрьевичем Большухиным статья, которая вошла в этот сборник.  Этим сборником я занимаюсь с 1 курса. Начинала с того, что во время курсовой я делала несколько докладов, которые потом разрослись вот в такую книжку, и также помогала в подготовке некоторых других материалов сборника. В общем, получился очень интересный проект. Я занимаюсь феноменом регионального авангарда в большей степени, но в этом году начала заниматься ещё и Маяковским.  

Я постоянно участвую в научно-практических конференциях то с альманахом «Без муз», то со сборником «Даешь» Фёдора Богородского, то с некоторыми региональными персонажами типа Сергея Малашкина, который раньше жил в Сормове и больше известен как прозаик, а я рассматривала его раннее поэтическое творчество. Еще одна тема – это шмуцтитулы – вырезки из нашей региональной газеты «Нижегородский рабоче-крестьянский листок», я на 2 курсе просматривала подшивку за 1918 год и структурировала материал. Получился некоторый круг тем, маленьких микросюжетов, с которыми я выступаю на конференциях.

Для меня научная деятельность – это какой-то символический капитал и знакомство, взаимодействие со студенческой средой других кампусов и других городов, но также это разминка для мозгов, способ постоянно держать себя в тонусе и постоянно совершенствоваться в построении нарративов и писательском мастерстве. На конференциях всегда есть что обсудить, получить какой-то отклик. Иногда бывают очень интересные комментарии, которые потом вырастают в новые доклады.

Велимира Хлебникова при жизни называли «магом слова», председателем Земного шара и Королем времени. Этот масштаб личности и масштаб наследия сложно укладывается в какие-то рамки.

«Цель нашей конференции – посмотреть на то, что сегодня изучают в связи с Хлебниковым и обозначить, в какой точке исследования Хлебникова мы сейчас находимся. Чтобы это осознать, нужно больше усилий, нужна не одна конференция, посвященная Хлебникову, а, может быть, две-три. Но все равно это очень важный этап подведения итогов и понимания того, чем заниматься дальше», – отметил Леонид Большухин.

В планах у оргкомитета конференции – открытие выставки графики Степана Ботиева в Нижнем Новгороде в сентябре 2024 года.