В стратосфере литературного процесса: в НИУ ВШЭ – Нижний Новгород прошла VI Международная научная конференция «Опыты чтения: творчество Велимира Хлебникова»
На три дня Нижний Новгород стал центром изучения русского авангарда. Наиболее авторитетные исследователи со всего мира, посвятившие себя изучению поэзии русского авангарда, обсудили актуальные вопросы, загадки и мифы русского футуризма. В ходе конференции состоялось открытие выставки графики Степана Ботиева и презентация научного издания альманаха «Без Муз», единственный номер которого вышел летом 1918 г. в Нижнем Новгороде.
Научная конференция «Опыты чтения» проходит в Нижнем Новгороде ежегодно, и в 2024 году ее центральной темой стало творчество Велимира Хлебникова. Именно в поэзии Хлебникова появилось хорошо знакомое нам выражение «Нежный Нижний», адресованное нашему городу. С Нижним Новгородом связано и появление в 1918 году единственного выпуска поэтического альманаха «Без муз» с текстами Хлебникова и других поэтов-авангардистов. Презентация научного издания этого сборника 2024 года в сопровождении исследовательских комментариев, статей, документов стала одним из центральных событий конференции.
По мнению участников конференции, постичь феномен Хлебникова невозможно, можно лишь приблизиться к пониманию, рассмотрев его с разных сторон, – в контексте эпохи Серебряного века и знаковых имен того времени, в контексте современности и современной литературы, в связке с музыкой и другими явлениями культуры. Этим объясняется и разноплановость тем докладов, и разные форматы презентаций.
Анна Бляхман
«Я очень рада, что такая конференция проходит на нижегородской земле, и в режиме живого общения исследователи обмениваются не только результатами научных трудов, но и тёплыми эмоциями, которые неизменно сопровождают разговоры о поэзии», – поприветствовала участников директор НИУ ВШЭ – Нижний Новгород Анна Бляхман.
Леонид Большухин, профессор факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ – Нижний Новгород
Хлебников уже долгое время одна из самых знаковых фигур русской литературы. Это не просто поэт, не просто мыслитель, не просто фигура Серебряного века или русского авангарда – это явление, в котором видится некий смысл нового искусства. Это творец, который изменил сам ход литературы, повлияв не только на поэтов, но и на научную и филологическую мысль. Главное в подходе к изучению Хлебникова – это осмысление механизмов этой исключительности и этой специфики, этого особого места. Поэтому любая конференция по Хлебникову – это попытка оказаться в стратосфере литературного процесса, оказаться в особом измерении, которое не похоже ни на одно другое, и ни с кем не может коррелироваться.
Участниками конференции в Нижнем Новгороде стали такие крупнейшие исследователи творчества Хлебникова как Александр Парнис, публикатор, собиратель и комментатор текстов Хлебникова; Хенрик Баран и Рональд Вроон – представители американской славистики, две культовые фигуры в изучении русской литературы и авангарда; Василиса Шливар из университета Белграда – центра изучения русского авангарда.
Конференция началась с открытия выставки графики Степана Ботиева «…мне за моё молодечество поставят памятник странный…». Степан Кимович – член Союза художников России, скульптор, художник-график, автор первого и единственного в мире памятника Хлебникову, установленного на его родине. Его 36 графических работ, созданных по мотивам жизни и творчества Велимира Хлебникова, впервые были представлены участникам конференции.
Степан Ботиев
32 года назад, в 1992 году, я создал памятник Хлебникову на его родине в Калмыкии. Эскизы к этому памятнику я передал в музей Хлебникова в Астрахани. Вообще я скульптор, не книжный график, но увлекшись личностью Хлебникова, я стал рисовать иллюстрации к его произведениям. Поэмы Хлебникова «Марина Мнишек», «Хаджи-Тархан», «Каменная баба», рассказ «Есир», повесть «Ка» с моими иллюстрациями уже вышли отдельными тиражами. И организаторы конференции, зная это, попросили меня создать работы специально к мероприятию. Я отправил около 40 работ, и экспозиция будет меняться в течение трех дней конференции. Меня очень вдохновила поэма Хлебникова, посвященная Нижнему Новгороду:
Нежный Нижний! –
Волгам нужный,
Каме и Оке,
Нежный Нижний
Виден вдалеке
Волгам и волку.
Ты не выдуман
И не книжный
Своим видом он.
Свидетели з этом:
И Волга иволги,
Всегда золотая, золотисто-зеленая!
Центральным событием конференции стала презентация научного издания альманаха «Без Муз».
«Без муз» — авангардистский сборник, задуманный нижегородским поэтом, художником, циркачом и авиатором Федором Богородским как периодическое издание. Сборник вышел в свет в конце июня 1918 года в Нижнем Новгороде, при деятельном участии Велимира Хлебникова и московских футуристов. Издание «Без муз» прекратилось после первого же выпуска, как это часто случалось с авангардистскими альманахами. Редчайший сборник никогда не воспроизводился ни в России, ни на Западе. И вот, спустя 106 лет, его репринтное издание, которое сопровождается исследованиями, биосправками и иллюстративным приложением, издано в издательстве «Да» (г. Санкт-Петербург) при поддержке НИУ ВШЭ – Нижний Новгород. Полный тираж выйдет в конце лета, а сигнальный экземпляр был представлен на конференции.
Среди 20 авторов альманаха указаны легендарные имена футуристов первой волны: Велимир Хлебников, Николай Асеев, Константин Большаков, Рюрик Ивнев, Сергей Третьяков, Вадим Шершеневич, поэты-символисты Иван Рукавишников и Амфиан Решетов, а также футуристы второй волны — Федор Богородский, Сергей Спасский и другие.
О структуре и содержании альманаха в своем докладе рассказала Любовь Барышникова, студентка 3 курса программы «Филология».
Любовь Барышникова
Мой доклад назывался «Альманах ''Без Муз'': анализ структуры и содержания». Так же называется и наша с Леонидом Юрьевичем Большухиным статья, которая вошла в этот сборник. Этим сборником я занимаюсь с 1 курса. Начинала с того, что во время курсовой я делала несколько докладов, которые потом разрослись вот в такую книжку, и также помогала в подготовке некоторых других материалов сборника. В общем, получился очень интересный проект. Я занимаюсь феноменом регионального авангарда в большей степени, но в этом году начала заниматься ещё и Маяковским.
Я постоянно участвую в научно-практических конференциях то с альманахом «Без муз», то со сборником «Даешь» Фёдора Богородского, то с некоторыми региональными персонажами типа Сергея Малашкина, который раньше жил в Сормове и больше известен как прозаик, а я рассматривала его раннее поэтическое творчество. Еще одна тема – это шмуцтитулы – вырезки из нашей региональной газеты «Нижегородский рабоче-крестьянский листок», я на 2 курсе просматривала подшивку за 1918 год и структурировала материал. Получился некоторый круг тем, маленьких микросюжетов, с которыми я выступаю на конференциях.
Для меня научная деятельность – это какой-то символический капитал и знакомство, взаимодействие со студенческой средой других кампусов и других городов, но также это разминка для мозгов, способ постоянно держать себя в тонусе и постоянно совершенствоваться в построении нарративов и писательском мастерстве. На конференциях всегда есть что обсудить, получить какой-то отклик. Иногда бывают очень интересные комментарии, которые потом вырастают в новые доклады.
Велимира Хлебникова при жизни называли «магом слова», председателем Земного шара и Королем времени. Этот масштаб личности и масштаб наследия сложно укладывается в какие-то рамки.
«Цель нашей конференции – посмотреть на то, что сегодня изучают в связи с Хлебниковым и обозначить, в какой точке исследования Хлебникова мы сейчас находимся. Чтобы это осознать, нужно больше усилий, нужна не одна конференция, посвященная Хлебникову, а, может быть, две-три. Но все равно это очень важный этап подведения итогов и понимания того, чем заниматься дальше», – отметил Леонид Большухин.
В планах у оргкомитета конференции – открытие выставки графики Степана Ботиева в Нижнем Новгороде в сентябре 2024 года.