• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«За каждой передовой идеей стоит человек»

Проектная деятельность становится все более распространенным способом обучения. Именно проектный подход, в котором нет типовых регламентов, а алгоритмы действий выстраиваются заново, позволяет развить нешаблонное мышление и добиваться уникальных результатов. Свое обучение в Высшей школе экономики студент программы «Бизнес-информатика» Олег Ильичев организовал по тому же принципу – с характерными для проекта гибкими инструментами и подбором ресурсов под каждую задачу.

«За каждой передовой идеей стоит человек»

© фото из личного архива Олега Ильичева

Олег Ильичев – студент 3 курса программы «Бизнес-информатика» нижегородского кампуса НИУ ВШЭ. Два года Олег проучился в Нижнем Новгороде, затем отправился в Москву по программе академической мобильности. Основываясь на своих интересах в математике, машинном обучение, анализе данных и финансовых рынках, в будущем Олег видит себя аналитиком данных, который строит и тестирует гипотезы, обучает модели машинного обучения.

Олег, поступая на «Бизнес-информатику», как вы себе представляли эту специальность?

– Я себе это представлял как обучение на стыке менеджмента и программирования. Бизнес-информатика идеально стыкует то, что мне нравится: у нас действительно было много программирования, в том числе продвинутого уровня, курсы по машинному обучению и по развитию управленческих скиллов.

В школе мне нравилась математика, и до сих пор это моя любимая наука. В итоге я выстроил свой трек обучения вокруг математики и сейчас занимаюсь машинным обучением и компьютерным зрением.

Какие майноры вы брали для того, чтобы углубиться в интересующее направление?

– В первом модуле второго курса сначала я выбрал майнор «Стартап как диплом», но позже от него отказался.

Я писал курсовую роботу на тему «Работа нейросетевых трансформеров для эффективных методов классификации изображений», и мне нужно было подтянуть знания в области машинного обучения.

Понял, что мне будет ближе майнор «Интеллектуальный анализ данных» – он сложнее, но больше отвечал моим интересам и задачам. Мне повезло попасть к преподавателю Евгению Александровичу Соколову, руководителю Департамента больших данных и информационного поиска Факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ (г. Москва).

За счёт выбора этого майнора мне удалось подтянуть знания в математике, машинном обучении, в целом достаточно хорошо написать и защитить свою курсовую работу. И эту область я выбрал для себя в итоге.

Чем это направление вас заинтересовало?

– Когда появились языковые модели типа ChatGPT, меня заинтересовало, как они устроены, потому что они частично отражают работу человеческого мозга. Мне захотелось погрузиться глубже, посмотреть изнутри, как они обучаются, тестируются, какие данные подаются на вход. Я понял, что хочу развиваться если не напрямую в этой области, то, как минимум в работе с данными – обрабатывать их, анализировать и интерпретировать. Кластер дисциплин, связанный с анализом данных, – ключевой в сфере бизнес-аналитики. Поэтому я сфокусировался на анализе данных.

Как вы его развивали?

– В Вышке мне хватало майнора, плюс у меня в Москве была дисциплина «Современные методы анализа данных и машинного обучения». Эти два курса позволили по-разному взглянуть на использование продуктовых гипотез и работу алгоритмов, применяемых при работе с данными и извлечении бизнес-выводов на их основе.
 

Как вы приняли решение участвовать в программе мобильности и что вам помогло в нее попасть?

– Верхние строчки рейтинга успеваемости позволили мне подать заявление на эту программу. Мой академический руководитель Борис Игоревич Улитин помог гибко составить учебный план и подобрать наиболее интересующие дисциплины. По окончании второго курса я подал заявку, и в августе увидел себя в списках.

Чем вас удивила Москва, какие были ощущения, когда вы впервые приехали по программе мобильности?

– Первое время я привыкал к темпу города. Это не только про учебу, это в целом про жизнь на высоких скоростях. Некоторые дисциплины я проходил даже с 4 курсом - решил для себя побыстрее пройти программу, чтобы в следующем году было попроще.

За время обучения я поменял несколько групп и нашел себе друзей ближе к концу декабря. Меня пригласили в совместный проект, позднее с этой компанией я подружился и все групповые проекты делал с этими ребятами.

Кстати, для Вышки это обычная практика – объединяться в проектные команды со студентами из разных групп.

Это касается и внеучебных активностей?

– Да, в январе вместе со студентами программы нижегородского кампуса «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике», тоже находящимися в Москве по мобильности, мы решили принять участие в кейс-чемпионате от Ozon Fintech, организованном Open Case Club MSU совместно с Кейс Клубом МФТИ.

Целью кейса было развитие одного из направлений Ozon Банка. В ходе решения задач кейса нам необходимо было исследовать объемы и тенденции рынков финансовых технологий, придумать наиболее конкурентоспособный продукт для целевого сегмента клиентов, представленного в кейсе. 

Мы вместе собирались после пар в коворкингах учебных корпусов или обсуждали идеи онлайн. В итоге мы подготовили для Ozon Банка большой кластер предложений по развитию различных продуктов и взаимодействию с клиентами.

-  Как бы вы оценили свои результаты участия в кейс-чемпионате?

– В первую очередь это было участие ради бизнесового опыта, чтобы попробовать решить реальную задачу. Для будущего работодателя эта активность тоже будет плюсом.

Какой вы видите свою дальнейшую образовательную и профессиональную траекторию?

– Мне интересно учиться в Вышке, и я не хочу выходить из этого круга – обучения и общения. Скорее всего, выберу магистратуру тоже в НИУ ВШЭ. Сейчас я рассматриваю FinTech как одно из направлений, в которое хотелось бы погрузиться, либо уход в более сильную математику.

Математика, анализ данных, финтех – как бы вы сформулировали для себя профессию, в которой хотели бы реализоваться?

– Мне интересно создавать на основе современных технологий продукты, которые улучшают пользовательский опыт, делают жизнь людей удобнее, безопаснее и т.д. За каждой передовой идеей стоит человек, который ее внедряет, сопровождает и продвигает. И чтобы привнести в продукт что-то свое и это «свое» чтобы получилось хорошо, необходимо развивать свои навыки в области аналитики и разработки.

С 2023 года в НИУ ВШЭ Нижний Новгород прием ведется на образовательную программу «Компьютерные науки и технологии»

Программа направлена на подготовку специалистов, способных решать проблемы современных организаций в трех проекциях: новые организационные структуры, бизнес-процессы и программные системы. Узнать всю информацию о программе можно здесь.